Демонстрационная версия ОГЭ 2021−2023 по физике
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Установите соответствие между физическими понятиями и их определениями или характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) радиоволна
Б) электрический ток
В) электромагнитное поле
1) заряд, проходящий через поперечное сечение проводника за единицу времени
2) процесс распространения механических колебаний в твердой, жидкой и газообразной средах
3) длинноволновая часть спектра электромагнитного излучения
4) вид материи, посредством которого осуществляется взаимодействие между электрически заряженными частицами
5) упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В |
Ответ:
Первоначально покоящееся тело начинает двигаться равноускоренно. Установите соответствие между формулами для расчета физических величин и названиями этих величин. В формулах использованы обозначения: m — масса тела; a — ускорение тела; t — время движения. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А)
Б) ma
1) равнодействующая сил, действующих на тело
2) средняя скорость
3) скорость тела в момент времени t
4) путь, пройденный телом за время t
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б |
Ответ:
Вода в газообразном состоянии имеет во много раз меньшую плотность, чем вода в жидком состоянии при той же температуре. Чем объясняется этот факт?
1) Молекулы жидкости расположены ближе друг к другу, чем в газе.
2) Молекулы жидкости имеют бóльшую массу, чем молекулы газа.
3) Молекулы жидкости имеют бóльшие размеры, чем молекулы газа.
4) Молекулы жидкости имеют меньшие размеры, чем молекулы газа.
Ответ:
Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова из приведенного списка.
Свинцовый шар подняли на некоторую высоту над свинцовой плитой и отпустили (рис. а). После того как шар ударился о свинцовую плиту, он остановился (рис. б). При ударе шар и плита немного (А)_______________.
При этом изменилось взаимное расположение частиц шара, а значит, изменилась и их (Б)_______________ энергия.
Если измерить температуру шара и плиты сразу после удара, то обнаружится, что они нагрелись. При нагревании тела увеличивается средняя (В)________________ энергия частиц. Следовательно, механическая энергия, которой обладал шар в начале опыта, перешла в (Г)_______________энергию.
Список слов:
1) внутренняя
2) кинетическая
3) потенциальная
4) механическая
5) электромагнитная
6) деформировались
7) наэлектризовались
8) увеличились
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
| А | Б | В | Г |
Ответ:
Мальчик и девочка тянут веревку за противоположные концы. Девочка может тянуть с силой не более 50 Н, а мальчик — с силой 150 Н. С какой силой они могут натянуть веревку, не сдвигаясь с места? Ответ дайте в ньютонах.
Ответ:
На рисунке представлен график зависимости скорости тела от времени. Во сколько раз увеличится модуль импульса тела за первую секунду?
Ответ:
В печь поместили некоторое количество алюминия. Диаграмма изменения температуры алюминия с течением времени показана на рисунке. Печь при постоянном нагреве передает алюминию каждую минуту количество теплоты, равное в среднем 1 кДж. Какое количество теплоты потребовалось для плавления алюминия? Ответ дайте в кДж
Ответ:
Чему равно общее сопротивление участка цепи, изображенного на рисунке, если R1 = 2 Ом, R2 = 4 Ом, R3 = 10 Ом, R4 = 10 Ом?
Ответ:
На рисунке изображен ход луча, падающего на тонкую линзу с фокусным расстоянием F. Какая из линий — 1, 2, 3 или 4 — соответствует ходу прошедшего через линзу луча?
Ответ:
Используя фрагмент Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, представленный на рисунке, определите, сколько нейтронов содержит ядро бора с массовым числом 11.
Ответ:
Пружинный маятник совершает незатухающие гармонические колебания между точками А и В (см. рис.). Точка О соответствует положению равновесия маятника. Как изменяются скорость бруска и потенциальная энергия пружины маятника при переходе из точки В в точку О?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличится
2) уменьшится
3) не изменится
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| Скорость бруска | Потенциальная энергия пружины |
В процессе трения о шелк стеклянная палочка приобрела положительный заряд. Как при этом изменилось количество заряженных частиц на стеклянной палочке и шелке при условии, что обмен атомами при трении не происходил? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:
1) увеличивается
2) уменьшается
3) не изменяется
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| Количество электронов на шелке | Количество электронов на стеклянной палочке |
На рисунке представлены графики зависимости проекции скорости υx от времени t для четырех тел, движущихся вдоль оси Ох.
Используя рисунок, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
1) Тело 2 движется равноускоренно.
2) Тело 4 находится в состоянии покоя.
3) От начала отсчета до момента времени, соответствующего точке А на графике, тело 3 по сравнению с телом 1 прошло больший путь.
4) Точка В на графике соответствует встрече тел 2 и 3.
5) Тело 1 начало свое движение из начала координат.
Ответ:
На рисунке представлена шкала электромагнитных волн.
Используя данные шкалы, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.
1) Электромагнитные волны частотой 3 · 103 ГГц принадлежат только радиоизлучению.
2) Электромагнитные волны частотой 5 · 104 ГГц принадлежат инфракрасному излучению.
3) Ультрафиолетовые лучи имеют бóльшую длину волны по сравнению с инфракрасными лучами.
4) Электромагнитные волны длиной волны 1 м принадлежат радиоизлучению.
5) В вакууме рентгеновские лучи имеют бóльшую скорость распространения по сравнению с видимым светом.
Ответ:
Запишите результат измерения электрического напряжения (см. рис.), учитывая, что погрешность измерения равна цене деления вольтметра.
1)
2)
3)
4)
Ответ:
Используя две катушки, одна из которых подсоединена к источнику тока, а другая замкнута на амперметр, ученик изучал явление электромагнитной индукции. На рис. 1 представлена схема эксперимента, а на рис. 2 — показания амперметра для момента замыкания цепи с катушкой 1 (1), для установившегося постоянного тока, протекающего через катушку 1 (2), и для момента размыкания цепи с катушкой 1 (3).
Из предложенного перечня выберите два утверждения, соответствующих экспериментальным наблюдениям. Укажите их номера.
1) В моменты размыкания и замыкания цепи в катушке 2 возникает индукционный ток.
2) Сила индукционного тока зависит от величины магнитного потока, пронизывающего катушку.
3) В постоянном магнитном поле сила индукционного тока в катушке 2 принимает максимальное значение.
4) Экспериментальная установка позволяет наблюдать возникновение индукционного тока в катушке 2.
5) Величина индукционного тока зависит от магнитных свойств среды.
Ответ:
Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр с пределом измерения 5 Н, линейку и набор из трех грузов по 100 г каждый, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины. Определите растяжение пружины, подвешивая к ней поочередно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром. Абсолютную погрешность измерения растяжения пружины с помощью линейки принять равной ±2 мм, абсолютную погрешность измерения силы с помощью динамометра принять равной ±0,1 Н.
В бланке ответов:
1. сделайте рисунок экспериментальной установки;
2. с учетом абсолютной погрешности укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины для трех случаев в виде таблицы (или графика);
3. сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Установите соответствие между техническими устройствами (приборами) и физическими закономерностями, лежащими в основе принципа их действия. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А) U-образный манометр
Б) пружинный динамометр
1) зависимость гидростатического давления от высоты столба жидкости
2) условие равновесия рычага
3) зависимость силы упругости от степени деформации пружины
4) объемное расширение жидкости при нагревании
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| A | Б |
Ответ:
Выберите два верных утверждения, которые соответствуют содержанию текста. Запишите в ответ их номера.
1) Мембрана рупора под действием звуковой волны совершает вынужденные колебания.
2) При получении клише с воскового диска используется химическое действие электрического тока.
3) Звуковая бороздка на вращающемся диске закручивается по спирали от центра диска к его краю.
4) Запись звука впервые проводилась на медных пластинах.
5) В звукозаписывающем устройстве Эдисона механическая энергия колеблющейся мембраны переходила в энергию звуковой волны.
Ответ:
В исторически первом приборе Эдисона для записи и воспроизведения звука (см. рисунок) звуковая дорожка размещалась по цилиндрической спирали на сменном вращающемся барабане (полом цилиндре). Звук записывался в форме дорожки, глубина которой была пропорциональна громкости звука. А что меняется в профиле звуковой дорожки при увеличении громкости звука при использовании дискового фонографа, рассмотренного в тексте? Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В ванну с водой в одном случае помещают полено из сосны (плотность сосны 400 кг/м3), а во втором случае — полено из дуба такой же массы (плотность дуба 700 кг/м3). Сравните уровень воды в ванне в первом и втором случае. Ответ поясните. В обоих случаях вода из ванны не переливалась через край.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Теплее или холоднее воздуха кажется вам вода, когда, искупавшись в жаркий день, вы выходите из нее? Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Нагревательный элемент сделан из нихромовой проволоки длиной 8 м и площадью поперечного сечения 0,05 мм2. Определите мощность, потребляемую нагревателем, при включении его в сеть постоянного напряжения 220 В.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Шар массой 2 кг, движущийся со скоростью 4 м/с, соударяется с шаром массой 3 кг, движущимся ему навстречу по той же прямой со скоростью 2 м/с. После удара шары движутся вместе. Определите, какое количество теплоты выделилось в результате соударения.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В электропечи полностью расплавили слиток стали массой 1 т за 2,3 ч. Какова мощность электропечи, если известно, что до начала плавления сталь необходимо было нагреть на 1500 °С? Потерями энергии пренебречь.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

