Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д22 № 14594
i

От­кры­тие зву­ко­за­пи­си

Люди из­дав­на стре­ми­лись если не со­хра­нить звук, то хотя бы как-то его за­фик­си­ро­вать. И когда 12 ав­гу­ста 1877 года Томас Эди­сон про­пел «Mary Had A Little Lamb…» («Был у Мэри ма­лень­кий ба­ра­шек…»), мир из­ме­нил­ся: ведь песня про ба­раш­ка стала пер­вой в ми­ро­вой ис­то­рии фо­но­грам­мой  — за­пи­сан­ным и вос­про­из­ве­ден­ным зву­ком. Бла­го­да­ря воз­мож­но­сти за­пи­сы­вать и вос­про­из­во­дить звуки по­яви­лось зву­ко­вое кино. За­пись му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний, рас­ска­зов и даже целых пьес на грам­мо­фон­ные или па­те­фон­ные пла­стин­ки стала мас­со­вой фор­мой зву­ко­за­пи­си.

На ри­сун­ке 1 дана упро­щен­ная схема ме­ха­ни­че­ско­го зву­ко­за­пи­сы­ва­ю­ще­го устрой­ства. Зву­ко­вые волны от ис­точ­ни­ка звука (певца, ор­кест­ра и т. д.) по­па­да­ли в рупор 1, в ко­то­ром была за­креп­ле­на тон­кая упру­гая пла­стин­ка 2, на­зы­ва­е­мая мем­бра­ной. Под дей­стви­ем зву­ко­вой волны мем­бра­на на­чи­на­ла ко­ле­бать­ся. Ко­ле­ба­ния мем­бра­ны пе­ре­да­ва­лись свя­зан­но­му с ней резцу 3, острие ко­то­ро­го остав­ля­ло при этом на вра­ща­ю­щем­ся диске 4 зву­ко­вую бо­розд­ку. Зву­ко­вая бо­розд­ка за­кру­чи­ва­лась по спи­ра­ли от края диска к его цен­тру. На ри­сун­ке 2 по­ка­зан вид зву­ко­вых бо­роз­док на пла­стин­ке, рас­смат­ри­ва­е­мых через лупу и при боль­шем уве­ли­че­нии.

Диск, на ко­то­ром про­из­во­ди­лась зву­ко­за­пись, из­го­тав­ли­вал­ся из спе­ци­аль­но­го мяг­ко­го вос­ко­во­го ма­те­ри­а­ла. С этого вос­ко­во­го диска галь­ва­но­пла­сти­че­ским спо­со­бом  — сни­ма­ли мед­ную копию (клише): ис­поль­зо­ва­лось оса­жде­ние на элек­тро­де чи­стой меди при про­хож­де­нии элек­три­че­ско­го тока через рас­твор ее солей. Затем с мед­ной копии де­ла­ли от­тис­ки на дис­ках из пласт­мас­сы. Так по­лу­ча­ли грам­мо­фон­ные пла­стин­ки. При вос­про­из­ве­де­нии звука грам­мо­фон­ную пла­стин­ку ста­вят под иглу, свя­зан­ную с мем­бра­ной грам­мо­фо­на, и при­во­дят пла­стин­ку во вра­ще­ние. Дви­га­ясь по вол­ни­стой бо­розд­ке пла­стин­ки, конец иглы ко­леб­лет­ся, вме­сте с ним ко­леб­лет­ся и мем­бра­на, при­чем эти ко­ле­ба­ния до­воль­но точно вос­про­из­во­дят за­пи­сан­ный звук.

Рис. 1

Рис. 2

Про­филь зву­ко­вой до­рож­ки на фо­но­гра­фе при боль­шом уве­ли­че­нии

Вы­бе­ри­те два вер­ных утвер­жде­ния, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста. За­пи­ши­те в ответ их но­ме­ра.

1)  Мем­бра­на ру­по­ра под дей­стви­ем зву­ко­вой волны со­вер­ша­ет вы­нуж­ден­ные ко­ле­ба­ния.

2)  При по­лу­че­нии клише с вос­ко­во­го диска ис­поль­зу­ет­ся хи­ми­че­ское дей­ствие элек­три­че­ско­го тока.

3)  Зву­ко­вая бо­розд­ка на вра­ща­ю­щем­ся диске за­кру­чи­ва­ет­ся по спи­ра­ли от цен­тра диска к его краю.

4)  За­пись звука впер­вые про­во­ди­лась на мед­ных пла­сти­нах.

5)  В зву­ко­за­пи­сы­ва­ю­щем устрой­стве Эди­со­на ме­ха­ни­че­ская энер­гия ко­леб­лю­щей­ся мем­бра­ны пе­ре­хо­ди­ла в энер­гию зву­ко­вой волны.

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

1. Верно. Ко­ле­ба­ния мем­бра­ны вы­нуж­ден­ные, так как про­ис­хо­дят под дей­стви­ем внеш­ней силы.

2. Верно. Галь­ва­но­пла­сти­ка ос­но­ва­на на хи­ми­че­ском дей­ствии элек­три­че­ско­го тока.

3.  Не­вер­но. Зву­ко­вая до­рож­ка дви­жет­ся от края диска к его цен­тру.

4.  Не­вер­но. За­пись вы­пол­ня­лась на вос­ко­вой пла­сти­не.

5.  Не­вер­но. В устрой­стве энер­гия зву­ко­вых волн пре­об­ра­зо­вы­ва­лась в ме­ха­ни­че­скую энер­гию мем­бра­ны.

 

Ответ: 12.

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ОГЭ 2021−2023 по фи­зи­ке
Раздел кодификатора ФИПИ: Из­вле­че­ние ин­фор­ма­ции из тек­ста
1
Тип 18 № 14595
i

В ис­то­ри­че­ски пер­вом при­бо­ре Эди­со­на для за­пи­си и вос­про­из­ве­де­ния звука (см. ри­су­нок) зву­ко­вая до­рож­ка раз­ме­ща­лась по ци­лин­дри­че­ской спи­ра­ли на смен­ном вра­ща­ю­щем­ся ба­ра­ба­не (полом ци­лин­дре). Звук за­пи­сы­вал­ся в форме до­рож­ки, глу­би­на ко­то­рой была про­пор­ци­о­наль­на гром­ко­сти звука. А что ме­ня­ет­ся в про­фи­ле зву­ко­вой до­рож­ки при уве­ли­че­нии гром­ко­сти звука при ис­поль­зо­ва­нии дис­ко­во­го фо­но­гра­фа, рас­смот­рен­но­го в тек­сте? Ответ по­яс­ни­те.