СДАМ ГИА






Каталог заданий. Задания 19. Физические явления и законы
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1

Ученик провёл эксперимент по изучению силы упругости, возникающей при подвешивании грузов разной массы к резиновым шнурам разной длины и толщины.

Результаты экспериментальных прямых измерений массы груза m, диаметра поперечного сечения шнура d, его первоначальной длины l0 и удлинения (l l0), а также косвенные измерения коэффициента жёсткости k представлены в таблице:

 

№ опытаm, кгd, ммl0, см(l-l0), cмk, Н/м
10,53505,0100
20,551003,6140
30,5310010,050
41,035010,0100

 

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных измерений. Укажите их номера.

1) При увеличении длины шнура его жёсткость увеличивается.

2) При увеличении толщины шнура его жёсткость увеличивается.

3) Удлинение шнура не зависит от его первоначальной длины.

4) Жёсткость шнура не зависит от массы подвешиваемого груза.

5) Удлинение шнура зависит от упругих свойств материала, из которого изготовлен исследуемый образец.

Задание 19 № 49


Источник: ГИА по физике. Основная волна. Вариант 1313.
2

Учитель на уроке провёл опыт по изучению движения тела по наклонной плоскости: шарик скатывался по наклонной плоскости из состояния покоя, причём фиксировались начальное положение шарика и его положения через каждую секунду после начала движения (см. рисунок).

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.

1) Характер движения шарика зависит от силы трения.

2) Путь, пройденный шариком за 3 с в первом опыте, больше пути, пройденном за 3 с во втором опыте.

3) При увеличении угла наклона плоскости средняя скорость движения шарика увеличивается.

4) Характер движения шарика не зависит от его массы.

5) Движение шарика в обоих опытах является неравномерным.

Задание 19 № 76


Источник: ГИА по физике. Основная волна. Вариант 1326.
3

В два одинаковых сосуда налили раствор медного купороса (раствор голубого цвета), а поверх налили воду (рис. 1). Один из сосудов оставили при комнатной температуре, а второй поставили в холодильник. Через несколько дней сравнили растворы и отметили, что граница двух жидкостей гораздо заметнее размыта в сосуде, который находился при комнатной температуре (рис. 2 и 3).

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.

1) Процесс диффузии можно наблюдать в жидкостях.

2) Скорость диффузии зависит от температуры вещества.

3) Скорость диффузии зависит от агрегатного состояния вещества.

4) Скорость диффузии зависит от рода жидкостей.

5) В твёрдых телах скорость диффузии наименьшая.

Задание 19 № 103


Источник: ГИА по фи­зи­ке. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 1327.
4

В кабинет физики принесли ватку, смоченную духами, и сосуд, в который налили раствор медного купороса (раствор голубого цвета), а поверх осторожно налили воду (рис. 1). Было замечено, что запах духов распространился по объёму всего кабинета за несколько минут, тогда как граница между двумя жидкостями в сосуде исчезла только через две недели (рис. 2).

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.

1) Процесс диффузии можно наблюдать в газах и жидкостях.

2) Скорость диффузии зависит от температуры вещества.

3) Скорость диффузии зависит от агрегатного состояния вещества.

4) Скорость диффузии зависит от рода жидкостей.

5) В твёрдых телах скорость диффузии наименьшая.

Задание 19 № 130


Источник: ГИА по фи­зи­ке. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 1328.
5

В стеклянную трубку, нижнее отверстие которой закрыто тонкой резиновой плёнкой, по очереди наливают разные объёмы воды (см. рисунок). В результате резиновое дно прогибается.

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.

1) Жидкость оказывает давление на дно сосуда.

2) Давление, создаваемое жидкостью на дно сосуда, зависит от рода жидкости.

3) Давление, создаваемое жидкостью на дно сосуда, не зависит от формы сосуда.

4) Давление, создаваемое жидкостью на дно сосуда, зависит от высоты столба жидкости.

5) Давление внутри жидкости на одном и том же уровне одинаково по всем направлениям.

Задание 19 № 157


Источник: ГИА по фи­зи­ке. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 1329.
6

В два цилиндрических сосуда налили равное количество воды, находящейся при комнатной температуре (см. рисунок). В результате наблюдений было отмечено, что вода во втором сосуде испарилась быстрее.

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.

1) Процесс испарения воды происходит при комнатной температуре.

2) Скорость испарения жидкости увеличивается с увеличением её температуры.

3) Скорость испарения жидкости зависит от площади её поверхности.

4) Скорость испарения жидкости зависит от рода жидкости.

5) При наличии ветра испарение воды происходит быстрее.

Задание 19 № 184


Источник: ГИА по физике. Основная волна. Вариант 1331.
7

В два одинаковых цилиндрических сосуда налили равное количество воды и эфира, находящихся при комнатной температуре (см. рисунок). В результате наблюдений было отмечено, что эфир испарился в несколько раз быстрее, чем вода.

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.

1) Процесс испарения воды можно наблюдать при комнатной температуре.

2) Скорость испарения жидкости увеличивается с увеличением её температуры.

3) Скорость испарения жидкости зависит от площади её поверхности.

4) Скорость испарения жидкости зависит от рода жидкости.

5) При наличии ветра испарение воды происходит быстрее.

Задание 19 № 211


Источник: ГИА по физике. Основная волна. Вариант 1332.
8

Ученик провёл измерения периода колебаний физического маятника для двух случаев. Результаты опытов представлены на рисунке

Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.

1) Период колебаний маятника зависит от длины нити.

2) При увеличении длины нити в 4 раза период колебаний увеличивается в 2 раза.

3) Период колебаний маятника на Луне будет меньше, чем на Земле.

4) Период колебаний маятника зависит от географической широты местности.

5) Период колебаний маятника не зависит от массы груза.

Задание 19 № 238


Источник: ГИА по физике. Основная волна. Вариант 1333.
9

Ученик провел эксперимент по изучению электрического сопротивления металлического проводника, причем в качестве проводника он использовал никелиновые и фехралевые проволоки разной длины и толщины.

Результаты экспериментальных измерений площади поперечного сечения S и длины l проволоки, а также электрического сопротивления R (с указанием погрешности) представлены в таблице.

 

№ опытаМатериалS, мм2l, мR, Ом
1никелин0,212,0±0,2
2никелин0,224,0±0,2
3никелин0,422,0±0,2
4фехраль0,20,53,0±0,2

 

Какие утверждения соответствуют результатам проведенных экспериментальных измерений? Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

1) Электрическое сопротивление проводника зависит от материала, из которого изготовлен проводник.

2) Электрическое сопротивление проводника увеличивается при увеличении длины проводника.

3) При увеличении длины проводника его электрическое сопротивление не меняется.

4) Электрическое сопротивление проводника прямо пропорционально площади поперечного сечения проводника.

5) При увеличении толщины проводника его электрическое сопротивление уменьшается.

Задание 19 № 265


Источник: Тренировочные ва­ри­ан­ты экзаменационных работ по физике. Е. Е. Камзеева, М. Ю. Де­ми­до­ва — 2013, ва­ри­ант 1.
10

Ученик про­вел эксперимент по изу­че­нию выталкивающей силы, дей­ству­ю­щей на тело, пол­но­стью погруженное в жидкость, при­чем для экс­пе­ри­мен­та он ис­поль­зо­вал различные жид­ко­сти и сплош­ные цилиндры раз­но­го объема, из­го­тов­лен­ные из раз­но­го материала.

Результаты экс­пе­ри­мен­таль­ных измерений объ­е­ма цилиндров и вы­тал­ки­ва­ю­щей силы (с ука­за­ни­ем погрешности измерения) для раз­лич­ных цилиндров и жид­ко­стей он пред­ста­вил в таблице.

 

№ опытаЖидкостьМатериал цилиндраV, см3FАрх, Н
1водаалюминий400,4±0,1
2маслоалюминий900,8±0,1
3водасталь400,4±0,1
4водасталь800,8±0,1

 

Какие утвер­жде­ния соответствуют ре­зуль­та­там проведенных экс­пе­ри­мен­таль­ных измерений? Из пред­ло­жен­но­го перечня утвер­жде­ний выберите два правильных. Ука­жи­те их номера.

1) Выталкивающая сила за­ви­сит от плот­но­сти жидкости.

2) Выталкивающая сила не за­ви­сит от плот­но­сти материала цилиндра.

3) Выталкивающая сила уве­ли­чи­ва­ет­ся при уве­ли­че­нии объема тела.

4) Выталкивающая сила, дей­ству­ю­щая на тело при по­гру­же­нии в масло, боль­ше выталкивающей силы, дей­ству­ю­щей на тело при по­гру­же­нии в воду.

5) Выталкивающая сила не за­ви­сит от объ­е­ма тела.

Задание 19 № 292


Источник: Тренировочные ва­ри­ан­ты экзаменационных работ по физике. Е. Е. Камзеева, М. Ю. Де­ми­до­ва — 2013, ва­ри­ант 2.
11

Ученик провел эксперимент по изучению количества теплоты, выделяющейся при остывании металлических цилиндров разной массы, предварительно нагретых до температуры t1 °С.

Количество теплоты оценивалось по нагреванию 100 г воды, налитой в калориметр и имеющей первоначально температуру 20 °С, при опускании в нее нагретого цилиндра и установления состояния теплового равновесия.

В таблице указаны результаты экспериментальных измерений массы m цилиндра, первоначальной температуры цилиндра t1 и изменение температуры Δt воды для 4-х опытов.

 

№ опытаМатериал
цилиндра
Масса
цилиндра m, г
Начальная
температура
цилиндра t1,°C
Изменение
температуры
воды Δt,°C
1медь10010010
2алюминий1006010
3алюминий20010024
4медь20010013

 

Какие утверждения соответствуют результатам проведенных экспериментальных измерений? Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

1) Количество теплоты, выделяемое нагретым цилиндром, прямо пропорционально начальной температуре.

2) Количество теплоты, выделяемое нагретым телом, не зависит от массы тела.

3) При остывании цилиндров в первом и втором опытах выделилось одинаковое количество теплоты.

4) Удельная теплоемкость алюминия больше удельной теплоемкости меди.

5) При остывании алюминиевого цилиндра в третьем опыте выделилось наименьшее количество теплоты.

Задание 19 № 319


Источник: Тренировочные ва­ри­ан­ты экзаменационных работ по физике. Е. Е. Камзеева, М. Ю. Де­ми­до­ва — 2013, ва­ри­ант 3.
12

Результаты экс­пе­ри­мен­таль­ных прямых из­ме­ре­ний массы груза m, диа­мет­ра поперечного се­че­ния шнура d, его пер­во­на­чаль­ной длины l0 и удли­не­ния (ll0), а также кос­вен­ные измерения ко­эф­фи­ци­ен­та жесткости k пред­став­ле­ны в таблице:

 

№ опытаm, кгd, ммl0, см(l-l0), cмk, Н/м
10,53505,0100
20,551003,6140
30,5310010,050
41,035010,0100

 

Какие утвер­жде­ния соответствуют ре­зуль­та­там проведенных экс­пе­ри­мен­таль­ных измерений? Из пред­ло­жен­но­го перечня утвер­жде­ний выберите два правильных. Ука­жи­те их номера.

1) При уве­ли­че­нии толщины шнура его жест­кость увеличивается.

2) При уве­ли­че­нии длины шнура его жест­кость увеличивается.

3) Удлинение шнура за­ви­сит от его пер­во­на­чаль­ной длины.

4) Жесткость шнура за­ви­сит от силы упругости.

5) Удлинение шнура за­ви­сит от упру­гих свойств материала, из ко­то­ро­го изготовлен ис­сле­ду­е­мый образец.

Задание 19 № 346


Источник: Тренировочные ва­ри­ан­ты экзаменационных работ по физике. Е. Е. Камзеева, М. Ю. Де­ми­до­ва — 2013, ва­ри­ант 4.
13

Ученик про­вел эксперимент по изу­че­нию силы тре­ния скольжения, пе­ре­ме­щая брусок с гру­за­ми равномерно по го­ри­зон­таль­ным поверхностям с по­мо­щью динамометра (см. рисунок).

Результаты экс­пе­ри­мен­таль­ных измерений массы брус­ка с гру­за­ми m, пло­ща­ди соприкосновения брус­ка и по­верх­но­сти S и при­ло­жен­ной силы F пред­став­ле­ны в таблице.

 

№ опытаПоверхностьm, кгS, см2F, H
1деревянная рейка200300,8±0,1
2пластиковая рейка200300,4±0,1
3деревянная рейка100200,4±0,1
4пластиковая рейка400200,8±0,1

 

Какие утвер­жде­ния соответствуют ре­зуль­та­там проведенных экс­пе­ри­мен­таль­ных измерений? Из пред­ло­жен­но­го перечня утвер­жде­ний выберите два правильных. Ука­жи­те их номера.

1) Коэффициенты тре­ния скольжения во вто­ром и тре­тьем опытах равны.

2) Коэффициент тре­ния скольжения между брус­ком и де­ре­вян­ной рейкой боль­ше коэффициента тре­ния скольжения между брус­ком и пла­сти­ко­вой рейкой.

3) Сила тре­ния скольжения за­ви­сит от пло­ща­ди соприкосновения брус­ка и поверхности.

4) При уве­ли­че­нии массы брус­ка с гру­за­ми сила тре­ния скольжения увеличивается.

5) Сила тре­ния скольжения за­ви­сит от рода со­при­ка­са­ю­щей­ся поверхности.

Задание 19 № 373


Источник: Тренировочные ва­ри­ан­ты экзаменационных работ по физике. Е. Е. Камзеева, М. Ю. Де­ми­до­ва — 2013, ва­ри­ант 5.
14

Ученик провел эксперимент по изучению выталкивающей силы, действующей на тело, полностью погружённое в жидкость, причём для эксперимента он использовал различные жидкости и сплошные цилиндры разного объёма, изготовленные из разного материала.

Результаты экспериментальных измерений объёма цилиндров V и выталкивающей силы FApx (с указанием погрешности измерения) для различных цилиндров и жидкостей он представил в таблице:

 

№ опытаЖидкостьМатериал цилиндраV, см3FАрх, Н
1водаалюминий400,4±0,1
2маслоалюминий900,8±0,1
3водасталь400,4±0,1
4водасталь800,8±0,1

 

Какие утверждения соответствуют результатам проведённых экспериментальных измерений? Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

1) Выталкивающая сила зависит от плотности жидкости.

2) Выталкивающая сила не зависит от плотности материала цилиндра.

3) Выталкивающая сила не зависит от объёма тела.

4) Выталкивающая сила, действующая на тело при погружении в масло, больше выталкивающей силы, действующей на тело при погружении в воду.

5) Выталкивающая сила увеличивается при увеличении объёма тела.

Задание 19 № 481


Источник: Типовые эк­за­ме­на­ци­он­ные варианты по физике. Е. Е. Кам­зее­ва — 2013, ва­ри­ант 2.
Решение

15

Ученик провел эксперимент по изучению электрического сопротивления металлического проводника, причем в качестве проводника он использовал никелиновые и фехралевые проволоки разной длины и толщины.

Результаты экспериментальных измерений площади поперечного сечения S и длины I проволоки, а также электрического сопротивления R (с указанием погрешности) представлены в таблице:

 

№ опытаМатериалS, мм2l, мR, Ом
1никелин0,212,0±0,2
2никелин0,224,0±0,2
3никелин0,422,0±0,2
4фехраль0,20,53,0±0,2

 

Какие утверждения соответствуют результатам проведённых экспериментальных измерений? Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

1) Электрическое сопротивление проводника увеличивается при увеличении длины проводника.

2) Электрическое сопротивление проводника зависит от материала, из которого изготовлен проводник.

3) При увеличении длины проводника его электрическое сопротивление не меняется.

4) Электрическое сопротивление проводника прямо пропорционально площади поперечного сечения проводника.

5) При увеличении толщины проводника его электрическое сопротивление уменьшается.

Задание 19 № 508


Источник: Типовые эк­за­ме­на­ци­он­ные варианты по физике. Е. Е. Кам­зее­ва — 2013, ва­ри­ант 3.
16

Ученик провёл эксперимент по изучению силы упругости, возникающей при подвешивании грузов разной массы к резиновому шнуру разной длины и толщины.

Результаты экспериментальных прямых измерений массы груза m, диаметра поперечного сечения шнура d, его первоначальной длины l0 и удлинения (ll0), а также косвенные измерения коэффициента жёсткости k представлены в таблице:

 

№ опытаm, кгd, ммl0, см(l-l0), cмk, Н/м
10,53505,0100
20,551003,6140
30,5310010,050
41,035010,0100

 

Какие утверждения соответствуют результатам проведённых экспериментальных измерений? Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

1) Жёсткость шнура зависит от силы упругости

2) Удлинение шнура зависит от упругих свойств материала, из которого изготовлен исследуемый образец

3) Удлинение шнура зависит от его первоначальной длины

4) При увеличении толщины шнура его жёсткость увеличивается

5) При увеличении длины шнура его жёсткость увеличивается

Задание 19 № 535


Источник: Типовые эк­за­ме­на­ци­он­ные варианты по физике. Е. Е. Кам­зее­ва — 2013, ва­ри­ант 4.
17

Ученик провёл эксперимент по изучению количества теплоты, выделяющейся при остывании металлических цилиндров разной массы, предварительно нагретых до температуры t1 °С.

Количество теплоты оценивалось по нагреванию 100 г воды, налитой в калориметр и имеющей первоначально температуру 20 °С, при опускании в неё нагретого цилиндра и установления состояния теплового равновесия.

В таблице указаны результаты экспериментальных измерений массы m цилиндра, первоначальной температуры цилиндра t1 и изменение температуры Δt воды для четырёх опытов.

 

№ опытаМатериал цилиндраМасса
цилиндра m, г
Начальная
температура
цилиндра t1,°C
Изменение
температуры
воды Δt,°C
1медь10010010
2алюминий1006010
3алюминий20010024
4медь20010013

 

Какие утверждения соответствуют результатам проведённых экспериментальных измерений? Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

1) Количество теплоты, выделяемое нагретым цилиндром, прямо пропорционально начальной температуре.

2) Количество теплоты, выделяемое нагретым телом, не зависит от массы тела.

3) При остывании цилиндров в первом и втором опытах выделилось одинаковое количество теплоты.

4) В четвёртом опыте состоянию теплового равновесия соответствовала температура 33 °С.

5) При остывании алюминиевого цилиндра в третьем опыте выделилось наименьшее количество теплоты.

Задание 19 № 562


Источник: Типовые эк­за­ме­на­ци­он­ные варианты по физике. Е. Е. Кам­зее­ва — 2013, ва­ри­ант 5.
18

Учитель на уроке, используя катушку, замкнутую на гальванометр, и полосовой магнит (рис. 1), последовательно провёл опыты 1 и 2 по наблюдению явления электромагнитной индукции. Описание действий учителя и показания гальванометра представлены в таблице.

Какие утверждения соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений?

Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

1) Величина индукционного тока зависит от геометрических размеров катушки.

2) При изменении магнитного потока, пронизывающего катушку, в катушке возникает электрический (индукционный) ток.

3) Величина индукционного тока зависит от скорости изменения магнитного потока, пронизывающего катушку.

4) Направление индукционного тока зависит от того, увеличивается или уменьшается магнитный поток, пронизывающий катушку.

5) Направление индукционного тока зависит от направления магнитных линий изменяющегося магнитного потока, пронизывающего катушку.

Задание 19 № 589


Источник: Типовые эк­за­ме­на­ци­он­ные варианты по физике. Е. Е. Кам­зее­ва — 2013, ва­ри­ант 6.
19

Учитель провёл опыты с прибором, предложенным Паскалем. В сосуды, дно которых имеет одинаковую площадь и затянуто одинаковой резиновой плёнкой, наливается жидкость. Дно сосудов при этом прогибается, и его движение передаётся стрелке. Отклонение стрелки характеризует силу, с которой жидкость давит на дно сосуда. Описание действий учителя и наблюдаемые показания прибора представлены в таблице.

Какие утверждения соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений?

Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

1) Давление, создаваемое водой на дно сосуда, не зависит от формы сосуда.

2) Давление воды в первом и втором опытах одинаково.

3) Давление, создаваемое жидкостью на дно сосуда, не зависит от плотности жидкости.

4) Сила давления жидкости на дно сосуда зависит от площади дна сосуда.

5) При увеличении высоты столба жидкости её давление на дно сосуда увеличивается.

Задание 19 № 616


Источник: Типовые эк­за­ме­на­ци­он­ные варианты по физике. Е. Е. Кам­зее­ва — 2013, ва­ри­ант 7.
20

Учитель на уроке, используя две одинаковые палочки и кусок ткани, последовательно провёл опыты по электризации. Описание действий учителя представлено в таблице.

Какие утверждения соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений? Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

1) И палочка, и ткань электризуются при трении.

2) При трении палочка и ткань приобретают равные по величине заряды.

3) При трении палочка и ткань приобретают разные по знаку заряды.

4) Палочка приобретает отрицательный заряд.

5) Электризация связана с перемещением электронов с одного тела на другое.

Задание 19 № 643


Источник: Типовые эк­за­ме­на­ци­он­ные варианты по физике. Е. Е. Кам­зее­ва — 2013, ва­ри­ант 8.
21

Изучая маг­нит­ные свойства электромагнита, уче­ник собрал элек­три­че­скую схему, со­дер­жа­щую катушку, на­мо­тан­ную на же­лез­ный сердечник, и уста­но­вил рядом с ка­туш­кой магнитную стрел­ку (см. рис. 1). При про­пус­ка­нии через ка­туш­ку электрического тока маг­нит­ная стрелка по­во­ра­чи­ва­ет­ся (рис. 2 и 3).

Какие утвер­жде­ния соответствуют ре­зуль­та­там проведённых экс­пе­ри­мен­таль­ных наблюдений? Из пред­ло­жен­но­го перечня утвер­жде­ний выберите два правильных. Ука­жи­те их номера.

1) Катушка при про­хож­де­нии через неё элек­три­че­ско­го тока при­об­ре­та­ет свойства магнита.

2) Магнитные свой­ства катушки за­ви­сят от ко­ли­че­ства её витков.

3) При уве­ли­че­нии электрического тока, про­те­ка­ю­ще­го через катушку, маг­нит­ное действие ка­туш­ки усиливается.

4) При из­ме­не­нии направления элек­три­че­ско­го тока, про­те­ка­ю­ще­го через катушку, на­маг­ни­чен­ность железного сердечника, рас­по­ло­жен­но­го внутри катушки, ме­ня­лась на противоположную.

5) Левому торцу же­лез­но­го сердечника (торцу № 2) на рис. 2 со­от­вет­ству­ет южный полюс электромагнита.

Задание 19 № 670


Источник: Типовые эк­за­ме­на­ци­он­ные варианты по физике. Е. Е. Кам­зее­ва — 2013, ва­ри­ант 9.
22

Изучая магнитные свойства проводника с током, ученик собрал электрическую схему, содержащую прямой проводник, и установил рядом с проводником магнитную стрелку (см. рис. 1). При пропускании через проводник электрического тока магнитная стрелка поворачивается (рис. 2 и 3). Какие утверждения соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений? Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

1) Проводник при прохождении через него электрического тока приобретает свойства магнита.

2) При изменении направления электрического тока магнитное поле, создаваемое проводником с током, изменяется на противоположное.

3) При увеличении электрического тока, протекающего через проводник, магнитное действие проводника усиливается.

4) Магнитные свойства проводника зависят от его размеров.

5) Магнитное действие проводника с током зависят от среды, в которую он помещён.

Задание 19 № 697


Источник: Типовые эк­за­ме­на­ци­он­ные варианты по физике. Е. Е. Кам­зее­ва — 2013, ва­ри­ант 10.
23

Ученик провёл эксперимент по изучению выталкивающей силы. Для этого он использовал точный динамометр, стакан, три различные жидкости: воду, керосин и глицерин — и сплошной кубик с ребром a = 5 см. Погрешность шкалы динамометра равна 0,01 Н. Каждый раз ученик подвешивал к динамометру кубик и погружал его в жидкость ровно на половину объёма. Результаты экспериментальных измерений представлены на графике зависимости показаний динамометра от плотности ρ жидкости.

Какие утверждения соответствуют результатам проведённых экспериментов? Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

1) При увеличении плотности жидкости выталкивающая сила, действующая на кубик, увеличивается.

2) При уменьшении плотности вещества кубика выталкивающая сила, действующая на него, уменьшается.

3) Плотность материала кубика примерно равна 2400 кг/м3.

4) Выталкивающая сила, действующая на кубик, не зависит от глубины погружения кубика.

5) Выталкивающая сила, действующая на кубик, зависит только от плотности жидкости и плотности кубика.

Задание 19 № 724


Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская работа по фи­зи­ке 08.10.2012 ва­ри­ант 1.
24

Маленький шарик, имеющий положительный заряд q, подвешен на длинной нерастяжимой непроводящей нити в поле силы тяжести. К шарику подносят другой шар, расположенный на непроводящей подставке. При этом шарик занимает новое положение равновесия (см. рисунок). На рисунке изображена сила натяжения нити. Кроме того, на рисунке нанесена сетка; одна клеточка сетки соответствует модулю силы 0,1 Н.

Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

1) Шар на подставке имеет положительный заряд.

2) Сила, с которой шар на подставке действует на шарик на нити, равна по модулю 0,5 Н.

3) Сила натяжения нити равна по модулю 0,1 Н.

4) Масса шарика на нити равна 40 г.

5) Равнодействующая сил, действующих на шарик на нити, равна по модулю 1,4 Н.

Задание 19 № 751


Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская работа по фи­зи­ке 14.03.2013 ва­ри­ант 1.
25

Ученик провёл серию экспериментов по изучению процессов теплообмена. Для этого он использовал калориметр с очень маленькой удельной теплоёмкостью, в который он наливал воду при температуре +20 °С. Ученик опускал в воду тела разных масс, изготовленные из различных материалов и предварительно нагретые до температуры +60 °С, дожидался установления теплового равновесия и с помощью термометра измерял (с точностью до 1 °С), на сколько градусов повысилась температура воды в калориметре. Результаты измерений представлены в таблице:

 

№ опытаУдельная

теплоемкость

тела, Дж/(кг·ºC)

Масса

тела, г

Повышение

температуры

  воды Δt, ºC   

192030010
292060016
35001503
41306003

 

Какие утверждения соответствуют результатам проведённых экспериментальных измерений?

Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

1) Если, не изменяя другие величины, изменить массу тела в 2 раза, то повышение температуры воды также изменится в 2 раза.

2) При увеличении удельной теплоёмкости тела повышение температуры воды обязательно увеличивается

3) Если, не изменяя другие величины, увеличить удельную теплоёмкость тела, то повышение температуры воды увеличится.

4) Удельная теплоёмкость воды намного меньше удельной теплоёмкости использовавшихся тел.

5) Если, не изменяя другие величины, уменьшить массу тела, то повышение температуры воды уменьшится.

Задание 19 № 805


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 08.10.2012 ва­ри­ант 1.
26

Ученик провёл серию экспериментов по изучению процессов теплообмена. Для этого он использовал калориметр с очень маленькой удельной теплоемкостью, в который он наливал различное количество воды при температуре +20 °С. Ученик опускал в воду тела одинаковых масс, изготовленные из различных материалов и предварительно нагретые до температуры +80 °С, дожидался установления теплового равновесия и с помощью термометра измерял (с точностью до 1 °С), на сколько градусов повысилась температура воды в калориметре. Результаты измерений представлены в таблице:

 

№ опытаУдельная

теплоемкость

тела, Дж/(кг·ºC)

Масса

воды, г

Повышение

температуры

воды Δt, ºC

192020018
292040011
31301007
45004006

 

Какие утверждения соответствуют результатам проведённых экспериментальных измерений? Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

1) Если, не изменяя другие величины, изменить массу воды в 2 раза, то повышение температуры воды также изменится в 2 раза.

2) При увеличении удельной теплоёмкости тела повышение температуры воды обязательно увеличивается

3) Если, не изменяя другие величины, увеличить удельную теплоёмкость тела, то повышение температуры воды увеличится.

4) Удельная теплоёмкость воды намного меньше удельной теплоёмкости использовавшихся тел.

5) Если, не изменяя другие величины, увеличить массу воды, то повышение температуры воды уменьшится.

Задание 19 № 832


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 08.10.2012 ва­ри­ант 2.
27

Ученик решил изучить электрическую цепь, схема которой изображена на рисунке, состоящую из трёх резисторов и источника постоянного напряжения . Резисторы, которые использовал ученик, представляют собой толстые цилиндрические проволоки из одинакового металла, одинаковой и длины, но разного поперечного сечения. Известно, что площадь поперечного сечения проволоки 1 в два раза меньше площади поперечного сечения проволоки 2, а площадь поперечного сечения проволоки 2 в два раза меньше площади поперечного сечения проволоки 3. Сопротивление соединительных проводов пренебрежимо мало.

Сначала ученик, не собирая цепь, измерил по отдельности сопротивления участков АВ и CD цепи. Затем он собрал цепь и измерил напряжение на резисторе 1 и напряжение на резисторе 2. После этого ученик рассчитал мощности, выделяемые на резисторе 1 и на резисторе 2.

Какие утверждения соответствуют результатам проведённых экспериментов? Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

1) При разобранной цепи сопротивление участка АВ меньше сопротивления участка CD.

2) Сила тока, протекающего через резистор 1, меньше силы тока, протекающего через резистор 3.

3) Напряжение на резисторе 1 больше напряжения на резисторе 2.

4) Напряжение на резисторе 1 равно напряжению на резисторе 3.

5) Мощность, выделяемая на резисторе 1, меньше мощности, выделяемой на резисторе 2.

Задание 19 № 859


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 16.01.2013 ва­ри­ант 1.
28

На практической работе по физике ученик проводил экспериментальные исследования для изучения силы Архимеда. Он погружал в жидкость кубик массой m так, что основание кубика было всегда параллельно поверхности жидкости, и измерял модуль силы Архимеда. Результатом этих исследований явился график зависимости отношения модуля действующей на кубик силы Архимеда к модулю силы тяжести от глубины x погружения кубика (см. рисунок) и соответствующие этому графику выводы.

Из предложенного перечня утверждений выберите два правильных. Укажите их номера.

1) Ребро кубика равно 4 см.

2) Отношение плотности кубика к плотности жидкости равно 4.

3) Кубик может плавать в жидкости.

4) Когда кубик плавает в жидкости, над поверхностью воды выступает 4 см.

5) Полностью погружённый кубик вытеснит объём жидкости 1 см3.

Задание 19 № 886


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 20.02.2013 ва­ри­ант ФИ9401.
29

На ри­сун­ке представлен гра­фик зависимости тем­пе­ра­ту­ры t от вре­ме­ни τ, по­лу­чен­ный при рав­но­мер­ном на­гре­ва­нии ве­ще­ства на­гре­ва­те­лем постоянной мощности. Пер­во­на­чаль­но ве­ще­ство на­хо­ди­лось в твёрдом состоянии.

Используя дан­ные графика, вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го перечня два вер­ных утверждения. Ука­жи­те их номера.

1) Точка 2 на гра­фи­ке соответствует жид­ко­му состоянию вещества.

2) Внут­рен­няя энергия ве­ще­ства при пе­ре­хо­де из со­сто­я­ния 3 в со­сто­я­ние 4 увеличивается.

3) Удель­ная теплоёмкость ве­ще­ства в твёрдом со­сто­я­нии равна удель­ной теплоёмкости этого ве­ще­ства в жид­ком состоянии.

4) Ис­па­ре­ние вещества про­ис­хо­дит только в состояниях, со­от­вет­ству­ю­щих горизонтальному участ­ку графика.

5) Тем­пе­ра­ту­ра t2 равна тем­пе­ра­ту­ре плавления дан­но­го вещества.

Задание 19 № 923


Источник: Демонстрационная версия ГИА—2014 по физике.
30

На ри­сун­ке по­ка­за­на схема це­поч­ки ра­дио­ак­тив­ных превращений, в ре­зуль­та­те ко­то­рой изо­топ тория пре­вра­ща­ет­ся в изо­топ радия

 

 

Какие утвер­жде­ния со­от­вет­ству­ют дан­ной схеме?

Из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня утвер­жде­ний вы­бе­ри­те два правильных. Ука­жи­те их номера.

1) Ча­сти­ца Х яв­ля­ет­ся β-частицей, то есть электроном

2) Ча­сти­ца Х яв­ля­ет­ся α-частицей, то есть ядром гелия

3) Ча­сти­ца Y яв­ля­ет­ся β-частицей, то есть электроном

4) Ча­сти­ца Y яв­ля­ет­ся α-частицей, то есть ядром гелия

5) Ча­сти­ца Х яв­ля­ет­ся протоном, а ча­сти­ца Y — позитроном

Задание 19 № 984


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 07.10.2013 ва­ри­ант ФИ90101.
31

На ри­сун­ке по­ка­за­на схема це­поч­ки ра­дио­ак­тив­ных превращений, в ре­зуль­та­те ко­то­рой изо­топ тория пре­вра­ща­ет­ся в изо­топ радия .

 

 

Какие утвер­жде­ния со­от­вет­ству­ют дан­ной схеме?

Из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня утвер­жде­ний вы­бе­ри­те два правильных. Ука­жи­те их номера.

1) Изо­топ ис­пы­ты­ва­ет рас­пад с вы­де­ле­ни­ем -частицы, то есть X — это ядро .

2) Изо­топ ис­пы­ты­ва­ет рас­пад с вы­де­ле­ни­ем -частицы, то есть X — это электрон.

3) Изо­топ ис­пы­ты­ва­ет рас­пад с вы­де­ле­ни­ем -частицы, то есть Y — это ядро .

4) Изо­топ ис­пы­ты­ва­ет рас­пад с вы­де­ле­ни­ем -частицы, то есть Y — это электрон.

5) Ча­сти­ца Х яв­ля­ет­ся протоном, а ча­сти­ца Y — позитроном.

Задание 19 № 1011


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 07.10.2013 ва­ри­ант ФИ90102.
32

На ри­сун­ке изоб­ра­же­ны два термометра, вхо­дя­щие в со­став психрометра, уста­нов­лен­но­го в не­ко­то­ром помещении. Объём по­ме­ще­ния 80 м3.

Используя пси­хро­мет­ри­че­скую таблицу, из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня утвер­жде­ний вы­бе­ри­те два правильных. Ука­жи­те их номера.

1) От­но­си­тель­ная влаж­ность воз­ду­ха в этом по­ме­ще­нии равна 59 %.

2) Плот­ность во­дя­но­го пара в воз­ду­хе в этом по­ме­ще­нии равна ≈14,5 г/м3.

3) Если тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха в этом по­ме­ще­нии по­ни­зит­ся на 1 градус, то по­ка­за­ния влаж­но­го тер­мо­мет­ра не изменятся.

4) Чтобы в этом по­ме­ще­нии вы­па­ла роса, тем­пе­ра­ту­ра су­хо­го тер­мо­мет­ра долж­на быть равна 17 °С.

5) Масса во­дя­но­го пара в этом по­ме­ще­нии равна 1,84 кг.

 

 

Задание 19 № 1074


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 11.03.2014 ва­ри­ант ФИ90501.
33

На ри­сун­ке изоб­ра­же­ны два термометра, вхо­дя­щие в со­став психрометра, уста­нов­лен­но­го в не­ко­то­ром помещении. Объём по­ме­ще­ния 80 м3.

Используя пси­хро­мет­ри­че­скую таблицу, из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня утвер­жде­ний вы­бе­ри­те два правильных. Ука­жи­те их номера.

1) От­но­си­тель­ная влаж­ность воз­ду­ха в этом по­ме­ще­нии равна 65%.

2) Плот­ность во­дя­но­го пара в воз­ду­хе в этом по­ме­ще­нии равна ≈ 10,0 г/м3.

3) Если тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха в этом по­ме­ще­нии по­ни­зит­ся на 1 градус, то по­ка­за­ние влаж­но­го тер­мо­мет­ра тоже умень­шит­ся на 1 градус.

4) Чтобы в этом по­ме­ще­нии вы­па­ла роса, тем­пе­ра­ту­ра воз­ду­ха в помещении должна умень­шить­ся на 11 °С.

5) Масса во­дя­но­го пара в этом по­ме­ще­нии равна 2,23 кг.

 

Задание 19 № 1101


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 11.03.2014 ва­ри­ант ФИ90502.
34

Электрическая цепь, изображённая на ри­сун­ке со­сто­ит из ис­точ­ни­ка по­сто­ян­но­го напряжения, двух резисторов, трёх вольт­мет­ров и амперметра. Ис­точ­ник и при­бо­ры можно счи­тать идеальными. Ре­зи­сто­ры пред­став­ля­ют собой

толстые проволоки, каж­дая дли­ной 100 см и пло­ща­дью по­пе­реч­но­го се­че­ния 1 мм2.

 

МеталлУдельное сопротивление,

Ом·мм²/м

Теплоемкость,

кДж/(кг·ºC)

 Плотность,  

 кг/м³ 

Алюминий0,0280,922700
Медь0,0170,408900
Олово0,1150,237300
Свинец0,2200,1411300

 

 

Используя ри­су­нок и таблицу, из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня утвер­жде­ний вы­бе­ри­те два правильных. Ука­жи­те их номера.

1) По­ка­за­ние вольт­мет­ра V2 равно 3 В.

2) Ре­зи­стор R1 из­го­тов­лен из алюминия.

3) Ре­зи­стор R2 из­го­тов­лен из свинца.

4) Мощность, вы­де­ля­ю­ща­я­ся в ре­зи­сто­ре R1, боль­ше мощности, вы­де­ля­ю­щей­ся в резисторе R2.

5) При включённом ис­точ­ни­ке за 10 мин. в ре­зи­сто­ре R2 вы­де­лит­ся ко­ли­че­ство теп­ло­ты 4,5 кДж.

Задание 19 № 1158


Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 22.12.2013 ва­ри­ант ФИ90201.
35

Электрическая цепь со­сто­ит из ис­точ­ни­ка по­сто­ян­но­го напряжения, двух резисторов, трёх вольт­мет­ров и ам­пер­мет­ра (см. рисунок). Ис­точ­ник и при­бо­ры можно счи­тать идеальными. Ре­зи­сто­ры пред­став­ля­ют собой скру­чен­ные изо­ли­ро­ван­ные проволоки, каж­дая дли­ной 2,50 м и пло­ща­дью по­пе­реч­но­го се­че­ния 0,1 мм2.

 

МеталлУдельное сопротивление,

Ом·мм²/м

Теплоемкость,

кДж/(кг·ºC)

 Плотность,  

 кг/м³ 

Алюминий0,0280,922700
Медь0,0170,408900
Олово0,1150,237300
Свинец0,2200,1411300

 

 

Используя ри­су­нок и таблицу, из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня утвер­жде­ний вы­бе­ри­те два правильных. Ука­жи­те их номера.

 

1) Общее со­про­тив­ле­ние цепи ≈ 9 Ом.

2) Ре­зи­стор R1 из­го­тов­лен из алюминия.

3) Ре­зи­стор R2 из­го­тов­лен из свинца.

4) Мощность, вы­де­ля­ю­ща­я­ся в ре­зи­сто­ре R1, боль­ше мощности, вы­де­ля­ю­щей­ся в ре­зи­сто­ре R2.

5) При включённом ис­точ­ни­ке за 10 минут в ре­зи­сто­ре R2 вы­де­лит­ся ко­ли­че­ство теп­ло­ты 220 Дж.

Задание 19 № 1185


Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 22.12.2013 ва­ри­ант ФИ90202.
36

Через две тон­кие про­во­ло­ки 1 и 2 рав­ной длины, из­го­тов­лен­ные из оди­на­ко­во­го материала, течёт ток силой 0,5 А. На ри­сун­ке изоб­ра­же­ны два гра­фи­ка за­ви­си­мо­сти из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры этих про­во­лок от времени. Ис­поль­зуя эти графики, из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня утвер­жде­ний вы­бе­ри­те два правильных. Ука­жи­те их номера.

 

1) По­пе­реч­ное се­че­ние про­во­ло­ки 1 мень­ше по­пе­реч­но­го се­че­ния про­во­ло­ки 2.

2) Масса про­во­ло­ки 1 мень­ше массы про­во­ло­ки 2.

3) Со­про­тив­ле­ние про­во­ло­ки 1 мень­ше со­про­тив­ле­ния про­во­ло­ки 2.

4) Мощность, вы­де­ля­ю­ща­я­ся в про­во­ло­ке 1, мень­ше мощности, вы­де­ля­ю­щей­ся в про­во­ло­ке 2.

5) Тем­пе­ра­ту­ры плав­ле­ния про­во­ло­ка 1 до­стиг­нет позже, чем про­во­ло­ка 2.

Задание 19 № 1212


Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 29.04.2014 ва­ри­ант ФИ90601.
37

Через две тон­кие про­во­ло­ки 1 и 2 с оди­на­ко­вы­ми по­пе­реч­ны­ми сечениями, из­го­тов­лен­ные из оди­на­ко­во­го материала, течёт по­сто­ян­ный ток. На ри­сун­ке изоб­ра­же­ны два гра­фи­ка за­ви­си­мо­сти из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры этих про­во­лок от времени.

Используя эти графики, из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня утвер­жде­ний вы­бе­ри­те два правильных. Ука­жи­те их номера.

 

1) Длина про­во­ло­ки 1 боль­ше длины про­во­ло­ки 2.

2) Сила тока в про­во­ло­ке 1 боль­ше силы тока в про­во­ло­ке 2.

3) Со­про­тив­ле­ние про­во­ло­ки 1 мень­ше со­про­тив­ле­ния про­во­ло­ки 2.

4) Мощность, вы­де­ля­ю­ща­я­ся в про­во­ло­ке 1, боль­ше мощности, вы­де­ля­ю­щей­ся в про­во­ло­ке 2.

5) Тем­пе­ра­ту­ры плав­ле­ния про­во­ло­ка 2 до­стиг­нет позже, чем про­во­ло­ка 1.

Задание 19 № 1239


Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 29.04.2014 ва­ри­ант ФИ90602.
38

С по­мо­щью тон­кой со­би­ра­ю­щей линзы уче­ник хочет по­лу­чить изоб­ра­же­ние пред­ме­та AB, рас­по­ло­жив его от­но­си­тель­но линзы так, как по­ка­за­но на рисунке.

 

 

Из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня утвер­жде­ний вы­бе­ри­те два правильных. Ука­жи­те их номера.

 

1) Изоб­ра­же­ние пред­ме­та будет увеличенным.

2) Рас­сто­я­ние от точки B до линзы больше, чем рас­сто­я­ние от линзы до изоб­ра­же­ния точки B.

3) Рас­сто­я­ние от точки A до линзы равно рас­сто­я­нию от линзы до изоб­ра­же­ния точки A.

4) Рас­сто­я­ние от точки A до изоб­ра­же­ния точки A на 1 клет­ку больше, чем рас­сто­я­ние от точки B до изоб­ра­же­ния точки B.

5) Линия, со­еди­ня­ю­щая точки A и B, будет па­рал­лель­на линии, со­еди­ня­ю­щей изоб­ра­же­ния точек A и B.

Задание 19 № 1266


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 16.05.2014 ва­ри­ант ФИ90701.
39

С по­мо­щью тон­кой со­би­ра­ю­щей линзы уче­ник хочет по­лу­чить изоб­ра­же­ние пред­ме­та AB, рас­по­ло­жив его от­но­си­тель­но линзы так, как по­ка­за­но на рисунке.

 

 

Из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня утвер­жде­ний вы­бе­ри­те два правильных. Ука­жи­те их номера.

 

1) Изоб­ра­же­ние пред­ме­та будет уменьшенным.

2) Рас­сто­я­ние от точки B до линзы больше, чем рас­сто­я­ние от линзы до изоб­ра­же­ния точки B.

3) Рас­сто­я­ние от точки A до линзы мень­ше рас­сто­я­ния от линзы до изоб­ра­же­ния точки A.

4) Рас­сто­я­ние от точки B до линзы на 2 клет­ки меньше, чем рас­сто­я­ние от линзы до изоб­ра­же­ния точки B.

5) Линия, со­еди­ня­ю­щая точки A и B, будет па­рал­лель­на линии, со­еди­ня­ю­щей изоб­ра­же­ния точек A и B.

Задание 19 № 1293


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 16.05.2014 ва­ри­ант ФИ90702.
40

Учитель на уроке, ис­поль­зуя катушку, за­мкну­тую на гальванометр, и по­ло­со­вой маг­нит (см. рисунок), по­сле­до­ва­тель­но провёл опыты по на­блю­де­нию яв­ле­ния элек­тро­маг­нит­ной индукции. Усло­вия про­ве­де­ния опы­тов и по­ка­за­ния галь­ва­но­мет­ра пред­став­ле­ны в таблице.

 

 

Выберите из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня два утверждения, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют ре­зуль­та­там проведённых экс­пе­ри­мен­таль­ных на­блю­де­ний и за­пи­ши­те в от­ве­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) Ве­ли­чи­на ин­дук­ци­он­но­го тока за­ви­сит от гео­мет­ри­че­ских раз­ме­ров катушки.

2) При из­ме­не­нии маг­нит­но­го потока, про­ни­зы­ва­ю­ще­го катушку, в ка­туш­ке воз­ни­ка­ет элек­три­че­ский (индукционный) ток.

3) Ве­ли­чи­на ин­дук­ци­он­но­го тока за­ви­сит от ско­ро­сти из­ме­не­ния маг­нит­но­го потока, про­ни­зы­ва­ю­ще­го катушку.

4) На­прав­ле­ние ин­дук­ци­он­но­го тока за­ви­сит от того, уве­ли­чи­ва­ет­ся или умень­ша­ет­ся маг­нит­ный поток, про­ни­зы­ва­ю­щий катушку.

5) На­прав­ле­ние ин­дук­ци­он­но­го тока за­ви­сит от на­прав­ле­ния маг­нит­ных линий, про­ни­зы­ва­ю­щих катушку.

Задание 19 № 1329


Источник: Демонстрационная вер­сия ГИА—2015 по физике.
41

На го­ри­зон­таль­ной ше­ро­хо­ва­той по­верх­но­сти стола лежит бру­сок мас­сой 500 г. К брус­ку при­креп­ля­ют ди­на­мо­метр и, при­кла­ды­вая к нему не­ко­то­рую силу, на­прав­лен­ную вдоль по­верх­но­сти стола, на­чи­на­ют пе­ре­ме­щать бру­сок с по­сто­ян­ной ско­ро­стью 0,5 м/с.

 

 

Используя ри­су­нок и приведённые данные, из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня утвер­жде­ний вы­бе­ри­те два правильных. Ука­жи­те их номера.

 

1) Ко­эф­фи­ци­ент тре­ния между брус­ком и по­верх­но­стью стола равен 0,4.

2) Если, при­кла­ды­вая к ди­на­мо­мет­ру силу, пе­ре­ме­щать этот бру­сок с уско­ре­ни­ем 1 м/с2, то по­ка­за­ние ди­на­мо­мет­ра будет равно 2,5 Н.

3) Если по­ка­за­ние ди­на­мо­мет­ра уве­ли­чит­ся в 2 раза, то бру­сок будет рав­но­мер­но дви­гать­ся со ско­ро­стью 1 м/с.

4) Если за­ме­нить бру­сок на другой, из того же материала, но вдвое боль­шей массы, и при­ло­жить к ди­на­мо­мет­ру такую силу, что его по­ка­за­ние оста­нет­ся прежним, то ско­рость пе­ре­ме­ще­ния брус­ка по по­верх­но­сти стола будет равна 0,25 м/с.

5) При уве­ли­че­нии мо­ду­ля силы, при­кла­ды­ва­е­мой к динамометру, от зна­че­ния 0 Н до зна­че­ния 1 Н, мо­дуль силы трения, воз­ни­ка­ю­щей между брус­ком и по­верх­но­стью стола, остаётся неизменным.

Задание 19 № 1391


Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 19.12.2014 ва­ри­ант ФИ90101.
42

На го­ри­зон­таль­ной ше­ро­хо­ва­той по­верх­но­сти стола лежит бру­сок мас­сой 500 г. К брус­ку при­креп­ля­ют ди­на­мо­метр и, при­кла­ды­вая к нему не­ко­то­рую силу, на­прав­лен­ную вдоль по­верх­но­сти стола, на­чи­на­ют пе­ре­ме­щать бру­сок с по­сто­ян­ной ско­ро­стью 0,5 м/с.

 

 

Используя ри­су­нок и приведённые данные, из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня утвер­жде­ний вы­бе­ри­те два правильных. Ука­жи­те их номера.

 

1) Мо­дуль силы трения, дей­ству­ю­щей между по­верх­но­стя­ми брус­ка и стола, при сколь­же­нии брус­ка меньше, чем 2 Н.

2) Если, при­кла­ды­вая к ди­на­мо­мет­ру силу, пе­ре­ме­щать этот бру­сок с уско­ре­ни­ем 1 м/с2, то по­ка­за­ние ди­на­мо­мет­ра будет равно 1,5 Н.

3) Если по­ка­за­ние ди­на­мо­мет­ра уве­ли­чит­ся в 2 раза, то и сила тре­ния между брус­ком и по­верх­но­стью стола уве­ли­чит­ся в 2 раза.

4) Если за­ме­нить бру­сок на другой, из того же материала, но вдвое боль­шей массы, и при­ло­жить к ди­на­мо­мет­ру такую силу, что его по­ка­за­ние оста­нет­ся прежним, то ско­рость пе­ре­ме­ще­ния брус­ка по по­верх­но­сти стола будет равна нулю.

5) При уве­ли­че­нии мо­ду­ля силы, при­кла­ды­ва­е­мой к динамометру, от зна­че­ния 0 Н до зна­че­ния 1 Н, мо­дуль силы трения, воз­ни­ка­ю­щей между брус­ком и по­верх­но­стью стола, увеличивается.

Задание 19 № 1418


Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 19.12.2014 ва­ри­ант ФИ90102.
43

Ученик по­лу­чил фотографии, на ко­то­рых изоб­ра­же­ны кар­ти­ны линий маг­нит­но­го поля, по­лу­чен­ные от не­мар­ки­ро­ван­ных по­ло­со­вых маг­ни­тов с по­мо­щью же­лез­ных опилок.

 

 

Выберите из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня два утверждения, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют ре­зуль­та­там ана­ли­за по­лу­чен­ных фо­то­гра­фий и за­пи­ши­те в от­ве­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Маг­нит­ное дей­ствие маг­ни­тов за­ви­сит от материала, из ко­то­ро­го из­го­тов­лен магнит.

2) Маг­нит­ное вза­и­мо­дей­ствие маг­ни­тов за­ви­сит от свойств среды.

3) Маг­ни­ты 1 и 2 на фо­то­гра­фии 1 при­бли­же­ны друг к другу одноимёнными полюсами.

4) Маг­нит 1 при­бли­жен к маг­ни­ту 2 на фо­то­гра­фии 1 южным полюсом.

5) Маг­ни­ты 3 и 2 на фо­то­гра­фии 2 при­бли­же­ны друг к другу одноимёнными полюсами.

Задание 19 № 1495


Источник: СтатГрад: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 02.02.2015 ва­ри­ант ФИ90302.
44

Учитель на уроке, ис­поль­зуя палочку, кусок ткани и электроскоп, по­сле­до­ва­тель­но провёл опыты по электризации. Опи­са­ние дей­ствий учи­те­ля и по­ка­за­ния элек­тро­ско­па пред­став­ле­ны в таблице.

 

Опыт 1

Па­лоч­ку и ткань

в исходном

состоянии

поднесли

поочерёдно

к электроскопу.

Опыт 2

Па­лоч­ку потёрли

о ткань и

дотронулись

палочкой до

электроскопа.

Опыт 3

Па­лоч­ку поднесли,

не дотрагиваясь,

к заряженному

палочкой

электроскопу.

Опыт 4

Ткань поднесли,

не дотрагиваясь, к

заряженному

палочкой

электроскопу.

 

Из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня вы­бе­ри­те два утверждения, со­от­вет­ству­ю­щие проведённым опытам. Ука­жи­те их номера.

 

1) Элек­три­за­ция свя­за­на с пе­ре­ме­ще­ни­ем элек­тро­нов и про­то­нов с од­но­го тела на другое.

2) При тре­нии па­лоч­ка по срав­не­нию тка­нью при­об­ре­ла боль­ший по ве­ли­чи­не заряд.

3) При тре­нии па­лоч­ка и ткань при­об­ре­та­ют раз­ные по знаку заряды.

4) Угол рас­хож­де­ния ле­пест­ков элек­тро­ско­па за­ви­сит от сте­пе­ни на­элек­три­зо­ван­но­сти палочки.

5) При тре­нии элек­три­зу­ют­ся и палочка, и ткань.

Задание 19 № 1522


Источник: СтатГрад: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 17.03.2015 ва­ри­ант ФИ90401.
45

Учи­тель на уроке, ис­поль­зуя палочку, кусок ткани и электроскоп, по­сле­до­ва­тель­но провёл опыты по электризации. Усло­вия про­ве­де­ния опы­тов и по­ка­за­ния элек­тро­ско­па пред­став­ле­ны в таблице.

 

Опыт 1

Па­лоч­ку в исходном

состоянии поднесли

к электроскопу

Опыт 2

Па­лоч­ку потёрли

о ткань и поднесли,

не дотрагиваясь,

к электроскопу

Опыт 3

Па­лоч­ку дополнительно

потёрли о ткань

и поднесли,

не дотрагиваясь,

к электроскопу

 

Выберите из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня два утверждения, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют ре­зуль­та­там проведённых экс­пе­ри­мен­таль­ных наблюдений. Ука­жи­те их номера.

 

1) Па­лоч­ка элек­три­зу­ет­ся при тре­нии о ткань.

2) При тре­нии па­лоч­ка и ткань при­об­ре­та­ют рав­ные по ве­ли­чи­не заряды.

3) При тре­нии па­лоч­ка и ткань при­об­ре­та­ют раз­ные по знаку заряды.

4) Угол рас­хож­де­ния ле­пест­ков элек­тро­ско­па за­ви­сит от сте­пе­ни на­элек­три­зо­ван­но­сти палочки.

5) Элек­три­за­ция свя­за­на с пе­ре­ме­ще­ни­ем элек­тро­нов с од­но­го тела на другое.

Задание 19 № 1549


Источник: СтатГрад: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 17.03.2015 ва­ри­ант ФИ90402.
46

В ка­би­нет фи­зи­ки при­нес­ли ватку, смо­чен­ную духами, и сосуд, в ко­то­рый на­ли­ли рас­твор мед­но­го ку­по­ро­са (раствор го­лу­бо­го цвета), а по­верх осто­рож­но на­ли­ли воду (рис. 1). Было замечено, что запах духов рас­про­стра­нил­ся по объёму всего ка­би­не­та за не­сколь­ко минут, тогда как гра­ни­ца между двумя жид­ко­стя­ми в со­су­де ис­чез­ла толь­ко через две не­де­ли (рис. 2).

Выберите из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня два утверждения, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют ре­зуль­та­там проведённых экс­пе­ри­мен­таль­ных наблюдений. Ука­жи­те их номера.

 

1) Про­цесс диф­фу­зии можно на­блю­дать в газах и жидкостях.

2) Ско­рость диф­фу­зии за­ви­сит от тем­пе­ра­ту­ры вещества.

3) Ско­рость диф­фу­зии за­ви­сит от аг­ре­гат­но­го со­сто­я­ния вещества.

4) Ско­рость диф­фу­зии за­ви­сит от рода жидкостей.

5) В твёрдых телах ско­рость диф­фу­зии наименьшая.

Задание 19 № 1582


Источник: СтатГрад: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 06.05.2015 ва­ри­ант ФИ90801.
47

В два ци­лин­дри­че­ских со­су­да на­ли­ли рав­ное ко­ли­че­ство воды, на­хо­дя­щей­ся при ком­нат­ной тем­пе­ра­ту­ре (см. рисунок). В ре­зуль­та­те на­блю­де­ний было отмечено, что вода во вто­ром со­су­де ис­па­ри­лась быстрее.

 

Выберите из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня два утверждения, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют ре­зуль­та­там проведённых экс­пе­ри­мен­таль­ных наблюдений. Ука­жи­те их номера.

 

1) Про­цесс ис­па­ре­ния воды про­ис­хо­дит при ком­нат­ной температуре.

2) Ско­рость ис­па­ре­ния жид­ко­сти уве­ли­чи­ва­ет­ся с уве­ли­че­ни­ем её температуры.

3) Ско­рость ис­па­ре­ния жид­ко­сти за­ви­сит от пло­ща­ди её поверхности.

4) Ско­рость ис­па­ре­ния жид­ко­сти за­ви­сит от рода жидкости.

5) При на­ли­чии ветра ис­па­ре­ние воды про­ис­хо­дит быстрее.

Задание 19 № 1609


Источник: СтатГрад: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 06.05.2015 ва­ри­ант ФИ90802.
48

Используя тер­мо­метр и часы, учи­тель на уроке провёл опыты по ис­сле­до­ва­нию тем­пе­ра­ту­ры осты­ва­ю­щей воды с те­че­ни­ем времени. В алю­ми­ни­е­вый и пла­сти­ко­вый ста­ка­ны он налил оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство го­ря­чей воды. Ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ний даны в таб­ли­цах 1 и 2.

Из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня вы­бе­ри­те два утверждения, со­от­вет­ству­ю­щие проведённым опытам. Ука­жи­те их номера.

1) За время на­блю­де­ния вода в алю­ми­ни­е­вом ста­ка­не осты­ла в боль­шей степени.

2) За 20 минут вода в обоих ста­ка­нах осты­ла до ком­нат­ной температуры.

3) Чем боль­ше тем­пе­ра­ту­ра воды, тем выше на­блю­да­е­мая ско­рость остывания.

4) За пер­вые 10 минут на­блю­де­ния вода в алю­ми­ни­е­вом ста­ка­не осты­ла на 55 °С.

5) Ис­па­ре­ние воды в пла­сти­ко­вом ста­ка­не про­ис­хо­дит менее интенсивно.

Задание 19 № 1638


Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по физике 16.04.2015 ва­ри­ант ФИ90701.
49

Используя ста­кан с го­ря­чей водой, тер­мо­метр и часы, учи­тель на уроке провёл опыты по ис­сле­до­ва­нию тем­пе­ра­ту­ры осты­ва­ю­щей воды с те­че­ни­ем времени. Ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ний он занёс в таблицу.

 

t, °С7262555046
τ05101520

 

Из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня вы­бе­ри­те два утверждения, со­от­вет­ству­ю­щие проведённым опытам. Ука­жи­те их номера.

1) Осты­ва­ние воды про­ис­хо­дит до ком­нат­ной температуры.

2) За пер­вые 5 мин. вода осты­ла в боль­шей степени, чем за сле­ду­ю­щие 5 мин.

3) Тем­пе­ра­ту­ра осты­ва­ю­щей воды об­рат­но про­пор­ци­о­наль­на вре­ме­ни наблюдения.

4) Ско­рость осты­ва­ния воды умень­ша­ет­ся по мере охла­жде­ния воды.

5) По мере осты­ва­ния ско­рость ис­па­ре­ния уменьшается.

Задание 19 № 1665


Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная по фи­зи­ке 16.04.2015 ва­ри­ант ФИ90702.
50

Используя две катушки, одна из ко­то­рых под­со­еди­не­на к ис­точ­ни­ку тока, а дру­гая за­мкну­та на амперметр, уче­ник изу­чал яв­ле­ние элек­тро­маг­нит­ной индукции. На ри­сун­ке А пред­став­ле­на схема эксперимента, а на ри­сун­ке Б — по­ка­за­ния ам­пер­мет­ра для мо­мен­та за­мы­ка­ния цепи с ка­туш­кой 1 (рис. 1), для уста­но­вив­ше­го­ся по­сто­ян­но­го тока, про­те­ка­ю­ще­го через ка­туш­ку 1 (рис. 2), и для мо­мен­та раз­мы­ка­ния цепи с ка­туш­кой 1 (рис. 3).

Из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня вы­бе­ри­те два утверждения, со­от­вет­ству­ю­щих экс­пе­ри­мен­таль­ным наблюдениям. Ука­жи­те их номера.

 

1) В ка­туш­ке 1 элек­три­че­ский ток про­те­ка­ет толь­ко в мо­мент за­мы­ка­ния и раз­мы­ка­ния цепи.

2) На­прав­ле­ние ин­дук­ци­он­но­го тока за­ви­сит от ско­ро­сти из­ме­не­ния маг­нит­но­го потока, про­ни­зы­ва­ю­ще­го катушку 2.

3) При из­ме­не­нии маг­нит­но­го поля, со­зда­ва­е­мо­го ка­туш­кой 1, в ка­туш­ке 2 воз­ни­ка­ет ин­дук­ци­он­ный ток.

4) На­прав­ле­ние ин­дук­ци­он­но­го тока в ка­туш­ке 2 за­ви­сит от того, уве­ли­чи­ва­ет­ся или умень­ша­ет­ся элек­три­че­ский ток в ка­туш­ке 1.

5) Ве­ли­чи­на ин­дук­ци­он­но­го тока за­ви­сит от маг­нит­ных свойств среды.

Задание 19 № 1700


Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ГИА—2016 по физике.

Пройти тестирование по этим заданиям



     О проекте

© Гущин Д. Д., 2011—2017


СПб ГУТ! С! Ф! У!