Каталог заданий.
Механические явления

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип 4 № 8913
i

Про­чи­тай­те текст и вставь­те на места про­пус­ков слова (сло­во­со­че­та­ния) из при­ве­ден­но­го спис­ка.

 

Ме­ха­ни­че­ские ко­ле­ба­ния, рас­про­стра­ня­ю­щи­е­ся в упру­гой среде,  — газе, жид­ко­сти или твер­дом теле  — на­зы­ва­ют­ся вол­на­ми или ме­ха­ни­че­ски­ми вол­на­ми. Эти волны могут быть по­пе­реч­ны­ми либо про­доль­ны­ми.

Для того, чтобы в среде могла су­ще­ство­вать по­пе­реч­ная волна, эта среда долж­на про­яв­лять упру­гие свой­ства при де­фор­ма­ци­ях ________ (А). При­ме­ром такой среды яв­ля­ют­ся твер­дые тела. На­при­мер, по­пе­реч­ные волны могут рас­про­стра­нять­ся в гор­ных по­ро­дах при зем­ле­тря­се­нии или в на­тя­ну­той сталь­ной стру­не. Про­доль­ные волны могут рас­про­стра­нять­ся в любых упру­гих сре­дах, так как для их рас­про­стра­не­ния в среде долж­ны воз­ни­кать толь­ко де­фор­ма­ции ________ (Б), ко­то­рые при­су­щи всем упру­гим сре­дам. В газах и жид­ко­стях могут рас­про­стра­нять­ся толь­ко про­доль­ные волны, так как в этих сре­дах от­сут­ству­ют жест­кие связи между ча­сти­ца­ми среды, и по этой при­чи­не при де­фор­ма­ци­ях ________ (А) ни­ка­кие упру­гие силы не воз­ни­ка­ют.

Че­ло­ве­че­ское ухо вос­при­ни­ма­ет как звук ме­ха­ни­че­ские волны, име­ю­щие ча­сто­ты в пре­де­лах при­бли­зи­тель­но от 20 Гц до 20 кГц (для каж­до­го че­ло­ве­ка ин­ди­ви­ду­аль­но). Звук имеет не­сколь­ко ос­нов­ных ха­рак­те­ри­стик. ________ (В) зву­ко­вой волны од­но­знач­но свя­за­на с ин­тен­сив­но­стью звука. ________ (Г) же зву­ко­вой волны опре­де­ля­ет вы­со­ту его тона.

Если звук пред­став­ля­ет собой сумму не­сколь­ких волн с раз­ны­ми ________ (Г), то ухо может вос­при­ни­мать такой звук как то­наль­ный, но при этом он будет об­ла­дать свое­об­раз­ным «окра­сом», ко­то­рый при­ня­то на­зы­вать темб­ром. На­при­мер, одна и та же нота, вос­про­из­ве­ден­ная при по­мо­щи раз­ных му­зы­каль­ных ин­стру­мен­тов (на­при­мер, рояля, тром­бо­на и ор­га­на), будет вос­при­ни­мать­ся ухом как звуки од­но­го и того же тона, но с раз­ным темб­ром, что и поз­во­ля­ет от­ли­чать «на слух» один му­зы­каль­ный ин­стру­мент от дру­го­го.

Еще одна важ­ная ха­рак­те­ри­сти­ка звука  — гром­кость. Эта ха­рак­те­ри­сти­ка яв­ля­ет­ся субъ­ек­тив­ной, то есть опре­де­ля­ет­ся на ос­но­ве слу­хо­во­го ощу­ще­ния. Опыт по­ка­зы­ва­ет, что гром­кость за­ви­сит как от ин­тен­сив­но­сти звука, так и от его ча­сто­ты, то есть при раз­ных ча­сто­тах звуки оди­на­ко­вой ин­тен­сив­но­сти могут вос­при­ни­мать­ся ухом как звуки раз­ной гром­ко­сти (а могут и как звуки оди­на­ко­вой гром­ко­сти!).

 

Спи­сок слов и сло­во­со­че­та­ний:

1)  ам­пли­ту­да

2)  изгиб

3)  кру­че­ние

4)  рас­тя­же­ние и сжа­тие

5)  сдвиг

6)  ско­рость

7)  ча­сто­та

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми. Цифры могут по­вто­рять­ся.

 

АБВГ

2
Тип 4 № 8824
i

Про­чи­тай­те текст и вставь­те на места про­пус­ков слова (сло­во­со­че­та­ния) из при­ве­ден­но­го спис­ка.

 

Ре­ак­тив­ным на­зы­ва­ет­ся дви­же­ние, ко­то­рое про­ис­хо­дит под дей­стви­ем ________ (А), дей­ству­ю­щей на дви­жу­ще­е­ся тело со сто­ро­ны струи ве­ще­ства, вы­бра­сы­ва­е­мо­го из дви­га­те­ля. По­яс­нить прин­цип ре­ак­тив­но­го дви­же­ния можно на при­ме­ре дви­же­ния ра­ке­ты.

Пусть в дви­га­те­ле, уста­нов­лен­ном на ра­ке­те, про­ис­хо­дит сго­ра­ние топ­ли­ва и про­дук­ты го­ре­ния (го­ря­чие газы) под вы­со­ким дав­ле­ни­ем вы­бра­сы­ва­ют­ся из сопла дви­га­те­ля. На каж­дую пор­цию газов, вы­бро­шен­ных из сопла, со сто­ро­ны дви­га­те­ля дей­ству­ет не­ко­то­рая сила, ко­то­рая при­во­дит эту пор­цию газов в дви­же­ние. В со­от­вет­ствии с ________ (Б) за­ко­ном Нью­то­на, на дви­га­тель со сто­ро­ны вы­бра­сы­ва­е­мых газов дей­ству­ет сила, такая же по мо­ду­лю и про­ти­во­по­лож­ная по на­прав­ле­нию. Эта сила на­зы­ва­ет­ся ре­ак­тив­ной. Под ее дей­стви­ем ра­ке­та при­об­ре­та­ет уско­ре­ние и раз­го­ня­ет­ся в на­прав­ле­нии, ________ (В) вы­бра­сы­ва­ния газов.

При ре­ак­тив­ном дви­же­нии ра­ке­ты ее масса не­пре­рыв­но умень­ша­ет­ся из-за сго­ра­ния топ­ли­ва и вы­бра­сы­ва­ния на­ру­жу про­дук­тов сго­ра­ния. По этой при­чи­не мо­дуль уско­ре­ния ра­ке­ты все время ________ (Г), а ско­рость ра­ке­ты не­ли­ней­но за­ви­сит от массы сго­рев­ше­го топ­ли­ва. Впер­вые за­да­ча об отыс­ка­нии мо­ду­ля ко­неч­ной ско­ро­сти υ ра­ке­ты, масса ко­то­рой из­ме­ни­лась от зна­че­ния m0 до ве­ли­чи­ны m, была ре­ше­на рус­ским уче­ным, пи­о­не­ром кос­мо­нав­ти­ки К. Э. Циол­ков­ским.

 

Спи­сок слов и сло­во­со­че­та­ний:

1)  сила ре­ак­ции

2)  сила тя­же­сти

3)  пер­вый

4)  вто­рой

5)  тре­тий

6)  про­ти­во­по­лож­ное на­прав­ле­ние

7)  сов­па­да­ю­щий с на­прав­ле­ни­ем

8)  из­ме­ня­ет­ся

9)  оста­ет­ся по­сто­ян­ным

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми. Цифры могут по­вто­рять­ся.

 

АБВГ

3
Тип 4 № 8897
i

Про­чи­тай­те текст и вставь­те на места про­пус­ков слова (сло­во­со­че­та­ния) из при­ве­ден­но­го спис­ка.

 

Закон Бер­нул­ли был от­крыт в 1738 году Да­ни­и­лом Бер­нул­ли  — швей­цар­ским фи­зи­ком, ме­ха­ни­ком и ма­те­ма­ти­ком, ака­де­ми­ком и ино­стран­ным по­чет­ным чле­ном Пе­тер­бург­ской ака­де­мии наук. Закон Бер­нул­ли поз­во­ля­ет по­нять не­ко­то­рые яв­ле­ния, на­блю­да­е­мые при те­че­нии по­то­ка жид­ко­сти или газа.

В ка­че­стве при­ме­ра рас­смот­рим поток жид­ко­сти плот­но­стью ρ, те­ку­щей по на­кло­нен­ной под углом к го­ри­зон­ту трубе. Если жид­кость пол­но­стью за­пол­ня­ет трубу, то закон Бер­нул­ли вы­ра­жа­ет­ся сле­ду­ю­щим про­стым урав­не­ни­ем:

\rho gh плюс дробь: чис­ли­тель: \rho v в квад­ра­те , зна­ме­на­тель: 2 конец дроби плюс p=const.

В этом урав­не­нии h  — вы­со­та, на ко­то­рой на­хо­дит­ся вы­де­лен­ный объем жид­ко­сти, υ — ско­рость этого объ­е­ма, p  — дав­ле­ние внут­ри по­то­ка жид­ко­сти на дан­ной вы­со­те. За­пи­сан­ное урав­не­ние сви­де­тель­ству­ет о том, что сумма трех ве­ли­чин, пер­вая из ко­то­рых за­ви­сит от вы­со­ты, вто­рая  — от квад­ра­та ско­ро­сти, а тре­тья  — от дав­ле­ния, есть ве­ли­чи­на по­сто­ян­ная.

Про­те­ка­ние жид­ко­сти

через трубу с суже­ни­ем

 

Возь­мем го­ри­зон­таль­ную стек­лян­ную трубу, в цен­траль­ной части ко­то­рой сде­ла­но суже­ние (см. рис.). При­па­я­ем к от­вер­сти­ям в этой трубе три тон­ких стек­лян­ных тру­боч­ки  — две около краев трубы (там, где она толще) и одну  — в цен­траль­ной части трубы (там, где на­хо­дит­ся суже­ние). Рас­по­ло­жим эту трубу го­ри­зон­таль­но и будем про­пус­кать через нее воду под дав­ле­ни­ем  — так, как по­ка­за­но стрел­кой на ри­сун­ке. Из на­прав­лен­ных вверх тру­бо­чек нач­нут бить фон­тан­чи­ки. По­сколь­ку пло­щадь по­пе­реч­но­го се­че­ния цен­траль­ной части трубы мень­ше, то ско­рость про­те­ка­ния воды через эту часть будет ________ (А), чем через левый и пра­вый участ­ки трубы. По этой при­чи­не в со­от­вет­ствии с за­ко­ном Бер­нул­ли дав­ле­ние в жид­ко­сти в цен­траль­ной части трубы будет ________ (Б), чем в осталь­ных ча­стях трубы, и вы­со­та сред­не­го фон­тан­чи­ка будет мень­ше, чем край­них фон­тан­чи­ков.

Опи­сан­ное яв­ле­ние легко объ­яс­ня­ет­ся и с по­мо­щью ________ (В) за­ко­на Нью­то­на. Дей­стви­тель­но, ча­сти­цы жид­ко­сти при пе­ре­хо­де из на­чаль­но­го участ­ка трубы в цен­траль­ный долж­ны ________ (Г) свою ско­рость. Для этого на них долж­на дей­ство­вать сила, на­прав­лен­ная в сто­ро­ну цен­траль­ной части трубы. Эта сила пред­став­ля­ет собой раз­ность сил дав­ле­ния. Сле­до­ва­тель­но, дав­ле­ние в цен­траль­ной части трубы долж­но быть мень­ше, чем в ее на­чаль­ной части.

При по­мо­щи за­ко­на Бер­нул­ли могут быть объ­яс­не­ны раз­но­об­раз­ные яв­ле­ния, воз­ни­ка­ю­щие при те­че­нии по­то­ков жид­ко­сти или газа. На­при­мер, из­вест­но, что двум боль­шим ко­раб­лям, дви­жу­щим­ся по­пут­ны­ми кур­са­ми, за­пре­ща­ет­ся про­хо­дить близ­ко друг от друга. При таком дви­же­нии между близ­ки­ми бор­та­ми ко­раб­лей воз­ни­ка­ет более быст­рый поток дви­жу­щей­ся воды, чем со сто­ро­ны внеш­них бор­тов. Вслед­ствие этого дав­ле­ние в по­то­ке воды между ко­раб­ля­ми ста­но­вит­ся мень­ше, чем сна­ру­жи, и воз­ни­ка­ет сила, ко­то­рая на­чи­на­ет под­тал­ки­вать ко­раб­ли друг к другу. Если рас­сто­я­ние между ко­раб­ля­ми мало, то может про­изой­ти их столк­но­ве­ние.

 

Спи­сок слов и сло­во­со­че­та­ний:

1)  боль­ше

2)  мень­ше

3)  пер­вый

4)  вто­рой

5)  тре­тий

6)  уве­ли­чить

7)  умень­шить

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми. Цифры могут по­вто­рять­ся.

 

АБВГ

4
Тип 4 № 8909
i

Про­чи­тай­те текст и вставь­те на место про­пус­ков слова (сло­во­со­че­та­ния) из при­ве­ден­но­го спис­ка.

Для про­ве­де­ния опы­тов по изу­че­нию пла­ва­ния тел Ва­си­лий ис­поль­зо­вал ста­кан с прес­ной водой, по­ва­рен­ную соль и сырое яйцо. На ри­сун­ке пред­став­ле­но по­ве­де­ние яйца в за­ви­си­мо­сти от _________(А) со­ля­но­го рас­тво­ра в ста­ка­не. В ста­ка­не 3 плот­ность рас­тво­ра была _________(Б). При уве­ли­че­нии плот­но­сти рас­тво­ра сила тя­же­сти, дей­ству­ю­щая на яйцо, _________(В), а вы­тал­ки­ва­ю­щая сила _________(Г).

Ста­кан 1

Ста­кан 2

Ста­кан 3

Спи­сок слов:

1)  мак­си­маль­ной

2)  ми­ни­маль­ной

3)  кон­цен­тра­ции

4)  массы

5)  уве­ли­чи­ва­ет­ся

6)  умень­ша­ет­ся

7)  не из­ме­ня­ет­ся

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

 

АБВГ

5
Тип 4 № 9173
i

Про­чи­тай­те текст и вставь­те на места про­пус­ков слова (сло­во­со­че­та­ния) из при­ве­ден­но­го спис­ка.

 

Для изу­че­ния усло­вий пла­ва­ния тел про­ве­ли два экс­пе­ри­мен­та. В пер­вом экс­пе­ри­мен­те взяли же­лез­ную гирю и по­ме­сти­ли ее в сосуд с водой. Гиря уто­ну­ла (рис. 1). Это про­изо­шло по­то­му, что плот­ность же­ле­за боль­ше плот­но­сти воды, по­это­му сила тя­же­сти, дей­ству­ю­щая на гирю, _______(А) вы­тал­ки­ва­ю­щей силы, дей­ству­ю­щей на гирю со сто­ро­ны воды, и гиря будет то­нуть в воде, пока не опу­стит­ся на дно со­су­да.

Во вто­ром экс­пе­ри­мен­те эту же самую гирю по­ме­сти­ли в сосуд со рту­тью. Гиря всплы­ла (рис. 2). Плот­ность же­ле­за мень­ше, чем плот­ность ртути. По­это­му сила тя­же­сти, дей­ству­ю­щая на гирю, _______(Б) вы­тал­ки­ва­ю­щей силы, дей­ству­ю­щей на гирю со сто­ро­ны ртути, и гиря будет всплы­вать, под­ни­ма­ясь к по­верх­но­сти. Под­няв­шись на по­верх­ность, гиря будет пла­вать так, что часть ее будет вы­сту­пать из ртути. Это объ­яс­ня­ет­ся тем, что при рав­но­ве­сии тела, пла­ва­ю­ще­го в жид­ко­сти, вес _______(В) жид­ко­сти (в дан­ном слу­чае объ­е­ма части гири, на­хо­дя­щей­ся под сво­бод­ным уров­нем ртути) дол­жен быть равен _______(Г) гири.

 

Спи­сок слов и сло­во­со­че­та­ний:

1)  боль­ше

2)  мень­ше

3)  масса

4)  вес

5)  вы­тес­нен­ный объем

6)  общий объем

7)  плот­ность

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми. Цифры могут по­вто­рять­ся.

 

АБВГ

Аналоги к заданию № 9173: 14146 Все


Пройти тестирование по этим заданиям