Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д20 № 2474
i

Ана­лиз звука

При по­мо­щи на­бо­ров аку­сти­че­ских ре­зо­на­то­ров можно уста­но­вить, какие тоны вхо­дят в со­став дан­но­го звука и ка­ко­вы их ам­пли­ту­ды. Такое уста­нов­ле­ние спек­тра слож­но­го звука на­зы­ва­ет­ся его гар­мо­ни­че­ским ана­ли­зом.

Рань­ше ана­лиз звука вы­пол­нял­ся с по­мо­щью ре­зо­на­то­ров, пред­став­ля­ю­щих собой полые шары раз­но­го раз­ме­ра, име­ю­щих от­кры­тый от­ро­сток, встав­ля­е­мый в ухо, и от­вер­стие с про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ны. Для ана­ли­за звука су­ще­ствен­но, что вся­кий раз, когда в ана­ли­зи­ру­е­мом звуке со­дер­жит­ся тон, ча­сто­та ко­то­ро­го равна ча­сто­те ре­зо­на­то­ра, по­след­ний на­чи­на­ет гром­ко зву­чать в этом тоне.

Такие спо­со­бы ана­ли­за, од­на­ко, очень не­точ­ны и кро­пот­ли­вы. В на­сто­я­щее время они вы­тес­не­ны зна­чи­тель­но более со­вер­шен­ны­ми, точ­ны­ми и быст­ры­ми элек­тро­аку­сти­че­ски­ми ме­то­да­ми. Суть их сво­дит­ся к тому, что аку­сти­че­ское ко­ле­ба­ние сна­ча­ла пре­об­ра­зу­ет­ся в элек­три­че­ское ко­ле­ба­ние с со­хра­не­ни­ем той же формы, а сле­до­ва­тель­но, име­ю­щее тот же спектр, а затем это ко­ле­ба­ние ана­ли­зи­ру­ет­ся элек­три­че­ски­ми ме­то­да­ми.

Один из су­ще­ствен­ных ре­зуль­та­тов гар­мо­ни­че­ско­го ана­ли­за ка­са­ет­ся зву­ков нашей речи. По темб­ру мы можем узнать голос че­ло­ве­ка. Но чем раз­ли­ча­ют­ся зву­ко­вые ко­ле­ба­ния, когда один и тот же че­ло­век поет на одной и той же ноте раз­лич­ные глас­ные? Дру­ги­ми сло­ва­ми, чем раз­ли­ча­ют­ся в этих слу­ча­ях пе­ри­о­ди­че­ские ко­ле­ба­ния воз­ду­ха, вы­зы­ва­е­мые го­ло­со­вым ап­па­ра­том при раз­ных по­ло­же­ни­ях губ и языка и из­ме­не­ни­ях формы по­ло­сти рта и глот­ки? Оче­вид­но, в спек­трах глас­ных долж­ны быть какие-то осо­бен­но­сти, ха­рак­тер­ные для каж­до­го глас­но­го звука, сверх тех осо­бен­но­стей, ко­то­рые со­зда­ют тембр го­ло­са дан­но­го че­ло­ве­ка. Гар­мо­ни­че­ский ана­лиз глас­ных под­твер­жда­ет это пред­по­ло­же­ние, а имен­но: глас­ные звуки ха­рак­те­ри­зу­ют­ся на­ли­чи­ем в их спек­трах об­ла­стей обер­то­нов с боль­шой ам­пли­ту­дой, при­чем эти об­ла­сти лежат для каж­дой глас­ной все­гда на одних и тех же ча­сто­тах не­за­ви­си­мо от вы­со­ты про­пе­то­го глас­но­го звука.

Какое фи­зи­че­ское яв­ле­ние лежит в ос­но­ве элек­тро­аку­сти­че­ско­го ме­то­да ана­ли­за звука?

 

1)  пре­об­ра­зо­ва­ние элек­три­че­ских ко­ле­ба­ний в зву­ко­вые

2)  раз­ло­же­ние зву­ко­вых ко­ле­ба­ний в спектр

3)  ре­зо­нанс

4)  пре­об­ра­зо­ва­ние зву­ко­вых ко­ле­ба­ний в элек­три­че­ские

Спрятать решение

Ре­ше­ние.

Идея элек­тро­аку­сти­че­ско­го ме­то­да ана­ли­за звука со­сто­ит в том, что ис­сле­ду­е­мые зву­ко­вые ко­ле­ба­ния дей­ству­ют на мем­бра­ну мик­ро­фо­на и вы­зы­ва­ют ее пе­ри­о­ди­че­ское пе­ре­ме­ще­ние. Мем­бра­на свя­за­на с на­груз­кой, со­про­тив­ле­ние ко­то­рой из­ме­ня­ет­ся в со­от­вет­ствии с за­ко­ном пе­ре­ме­ще­ния мем­бра­ны. По­сколь­ку со­про­тив­ле­ние ме­ня­ет­ся при не­из­мен­ной силе тока, ме­ня­ет­ся и на­пря­же­ние. Го­во­рят, что про­ис­хо­дит мо­ду­ля­ция элек­три­че­ско­го сиг­на­ла  — воз­ни­ка­ют элек­три­че­ские ко­ле­ба­ния. Таким об­ра­зом, в ос­но­ве элек­тро­аку­сти­че­ско­го ме­то­да ана­ли­за звука лежит пре­об­ра­зо­ва­ние зву­ко­вых ко­ле­ба­ний в элек­три­че­ские.

 

Пра­виль­ный ответ ука­зан под но­ме­ром 4.

Источник: ГИА по фи­зи­ке. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 1326
1
Тип 18 № 77
i

Можно ли, ис­поль­зуя спектр зву­ко­вых ко­ле­ба­ний, от­ли­чить один глас­ный звук от дру­го­го? Ответ по­яс­ни­те.


Аналоги к заданию № 77: 2479 Все


2
Тип Д19 № 71
i

Гар­мо­ни­че­ским ана­ли­зом звука на­зы­ва­ют

А.  уста­нов­ле­ние числа тонов, вхо­дя­щих в со­став слож­но­го звука.

Б.  уста­нов­ле­ние ча­стот и ам­пли­туд тонов, вхо­дя­щих в со­став слож­но­го звука.

 

Пра­виль­ный ответ:

 

1)  толь­ко А

2)  толь­ко Б

3)  и А, и Б

4)  ни А, ни Б


3
Тип Д20 № 72
i

Какое фи­зи­че­ское яв­ле­ние лежит в ос­но­ве элек­тро­аку­сти­че­ско­го ме­то­да ана­ли­за звука?

 

1)  пре­об­ра­зо­ва­ние элек­три­че­ских ко­ле­ба­ний в зву­ко­вые

2)  раз­ло­же­ние зву­ко­вых ко­ле­ба­ний в спектр

3)  ре­зо­нанс

4)  пре­об­ра­зо­ва­ние зву­ко­вых ко­ле­ба­ний в элек­три­че­ские


4
Тип Д22 № 14481
i

Вы­бе­ри­те два вер­ных утвер­жде­ния, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста. За­пи­ши­те в ответ их но­ме­ра.

 

1.  Гар­мо­ни­че­ским ана­ли­зом звука на­зы­ва­ют уста­нов­ле­ние числа тонов, вхо­дя­щих в со­став слож­но­го звука.

2.  Гар­мо­ни­че­ским ана­ли­зом звука на­зы­ва­ют уста­нов­ле­ние ча­стот и ам­пли­туд тонов, вхо­дя­щих в со­став слож­но­го звука.

3.  В ос­но­ве элек­тро­аку­сти­че­ско­го ме­то­да ана­ли­за звука лежит пре­об­ра­зо­ва­ние зву­ко­вых ко­ле­ба­ний в элек­три­че­ские.

4.  В ос­но­ве элек­тро­аку­сти­че­ско­го ме­то­да ана­ли­за звука лежит ре­зо­нанс.

5.  В ос­но­ве элек­тро­аку­сти­че­ско­го ме­то­да ана­ли­за звука лежит раз­ло­же­ние зву­ко­вых ко­ле­ба­ний в спектр.