СДАМ ГИА






Каталог заданий. Задания 23 . Экспериментальное задание
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1

Используя со­би­ра­ю­щую линзу, экран, линейку, со­бе­ри­те экспериментальную уста­нов­ку для опре­де­ле­ния оптической силы линзы. В ка­че­стве источника света ис­поль­зуй­те свет от удалённого окна.

 

В от­ве­те:

1) сделайте ри­су­нок экспериментальной установки;

2) запишите фор­му­лу для расчёта оп­ти­че­ской силы линзы;

3) ука­жи­те результат из­ме­ре­ния фокусного рас­сто­я­ния линзы;

4) за­пи­ши­те значение оп­ти­че­ской силы линзы.

Задание 23 № 51


Источник: ГИА по физике. Основная волна. Вариант 1313.
2

Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1, соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А. Определите работу электрического тока за 10 минут.

 

В от­ве­те:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) запишите формулу для расчёта работы электрического тока;

3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А;

4) запишите значение работы электрического тока.

Задание 23 № 78


Источник: ГИА по физике. Основная волна. Вариант 1326.
3

Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для измерения коэффициента трения скольжения между кареткой и поверхностью рейки.

 

В от­ве­те:

1) cделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчёта коэффициента трения скольжения;

3) укажите результаты измерения веса каретки с грузами и силы трения скольжения при движении каретки с грузами по поверхности рейки;

4) запишите числовое значение коэффициента трения скольжения.

Задание 23 № 105


Источник: ГИА по фи­зи­ке. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 1327.
4

Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1, соберите экспериментальную установку для определения мощности, выделяемой на резисторе. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А.

 

В от­ве­те:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) запишите формулу для расчёта мощности электрического тока;

3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А;

4) запишите численное значение мощности электрического тока.

Задание 23 № 132


Источник: ГИА по фи­зи­ке. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 1328.
5

Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и один груз, соберите экспериментальную установку для измерения жёсткости пружины. Определите жёсткость пружины, подвесив к ней один груз. Для измерения веса груза воспользуйтесь динамометром.

 

В от­ве­те:

1) cделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчёта жёсткости пружины;

3) укажите результаты измерения веса груза и удлинения пружины;

4) запишите числовое значение жёсткости пружины.

Задание 23 № 159


Источник: ГИА по фи­зи­ке. Ос­нов­ная волна. Даль­ний Восток. Ва­ри­ант 1329.
6

Используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R2, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.

 

В от­ве­те:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) установив с помощью реостата поочерёдно силу тока в цепи 0,4 А, 0,5 А и 0,6 А и измерив в каждом случае значение электрического напряжения на концах резистора, укажите результаты измерения силы тока и напряжения для трёх случаев в виде таблицы (или графика);

3) сформулируйте вывод о зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.

Задание 23 № 186


Источник: ГИА по физике. Основная волна. Вариант 1331.
7

Используя штатив с муфтой и лапкой, груз с прикреплённой к нему нитью, метровую линейку и секундомер, соберите экспериментальную установку для исследования свободных колебаний нитяного маятника. Определите время 30 полных колебаний и посчитайте частоту колебаний для случая, когда длина нити равна 50 см.

 

В от­ве­те:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчёта частоты колебаний;

3) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний;

4) запишите численное значение частоты колебаний маятника.

Задание 23 № 213


Источник: ГИА по физике. Основная волна. Вариант 1332.
8

Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр № 1, соберите экспериментальную установку для определения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр № 1.

 

В от­ве­те:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объёма тела;

2) запишите формулу для расчёта плотности;

3) укажите результаты измерения массы цилиндра и его объёма;

4) запишите численное значение плотности материала цилиндра.

Задание 23 № 240


Источник: ГИА по физике. Основная волна. Вариант 1333.
9

Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр № 2, соберите экспериментальную установку для измерения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр № 2.

 

В от­ве­те:

1) cделайте рисунок экспериментальной установки для определения объема тела;

2) запишите формулу для расчета плотности;

3) укажите результаты измерения массы цилиндра и его объема;

4) запишите числовое значение плотности материала цилиндра.

Задание 23 № 267


Источник: Тренировочные ва­ри­ан­ты экзаменационных работ по физике. Е. Е. Камзеева, М. Ю. Де­ми­до­ва — 2013, ва­ри­ант 1.
10

Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью, линейку и часы с секундной стрелкой (или секундомер), соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. Определите время для 30 полных колебаний и вычислите период колебаний для трех случаев, когда длина нити равна, соответственно, 1 м, 0,5 м и 0,25 м.

 

В от­ве­те:

1) cделайте рисунок экспериментальной установки;

2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы;

3) вычислите период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу;

4) сформулируйте вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Задание 23 № 294


Источник: Тренировочные ва­ри­ан­ты экзаменационных работ по физике. Е. Е. Камзеева, М. Ю. Де­ми­до­ва — 2013, ва­ри­ант 2.
11

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1 и R2, проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.

 

В от­ве­те:

1) нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;

2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последовательном соединении;

3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В. Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.

Задание 23 № 321


Источник: Тренировочные ва­ри­ан­ты экзаменационных работ по физике. Е. Е. Камзеева, М. Ю. Де­ми­до­ва — 2013, ва­ри­ант 3.
12

Используя собирающую линзу, экран, линейку, соберите экспериментальную установку для определения оптической силы линзы. В качестве источника света используйте свет от удаленного окна.

 

В от­ве­те:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчета оптической силы линзы;

3) укажите результат измерения фокусного расстояния линзы;

4) запишите численное значение оптической силы линзы.

Задание 23 № 348


Источник: Тренировочные ва­ри­ан­ты экзаменационных работ по физике. Е. Е. Камзеева, М. Ю. Де­ми­до­ва — 2013, ва­ри­ант 4.
13

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R1 соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.

 

В от­ве­те:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) установив с помощью реостата поочередно силу тока в цепи 0,4 А, 0,5 А и 0,6 А и измерив в каждом случае значения электрического напряжения на концах резистора, укажите результаты измерения силы тока и напряжения для трех случаев в виде таблицы (или графика);

3) сформулируйте вывод о зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.

Задание 23 № 375


Источник: Тренировочные ва­ри­ан­ты экзаменационных работ по физике. Е. Е. Камзеева, М. Ю. Де­ми­до­ва — 2013, ва­ри­ант 5.
14

Используя рычажные весы с разновесом, мензурку, стакан с водой, цилиндр № 1, соберите экспериментальную установку для определения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр № 1.

 

В от­ве­те:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объёма тела;

2) запишите формулу для расчёта плотности;

3) укажите результаты измерения массы цилиндра и его объёма;

4) запишите численное значение плотности материала цилиндра.

Задание 23 № 429


Источник: Типовые эк­за­ме­на­ци­он­ные варианты по физике. Е. Е. Кам­зее­ва — 2013, ва­ри­ант 1.
15

Определите мощность, вы­де­ля­е­мую на ре­зи­сто­ре R при силе тока 0,2 А. Для этого со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную установку, ис­поль­зуя ис­точ­ник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, со­еди­ни­тель­ные про­во­да и ре­зи­стор R1.

 

В от­ве­те:

1) нарисуйте элек­три­че­скую схему эксперимента;

2) запишите фор­му­лу для расчёта мощности;

3) укажите ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ния на­пря­же­ния при силе тока 0,2 А;

4) запишите чис­лен­ное зна­че­ние мощности.

Задание 23 № 483


Источник: Типовые эк­за­ме­на­ци­он­ные варианты по физике. Е. Е. Кам­зее­ва — 2013, ва­ри­ант 2.
16

Используя динамометр, стакан с водой, цилиндр № 2, соберите экспериментальную установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.

 

В от­ве­те:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчёта выталкивающей силы;

3) укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде;

4) запишите численное значение выталкивающей силы.

Задание 23 № 510


Источник: Типовые эк­за­ме­на­ци­он­ные варианты по физике. Е. Е. Кам­зее­ва — 2013, ва­ри­ант 3.
17

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода, резистор, обозначенный R2, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.

 

В от­ве­те:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) установив с помощью реостата поочерёдно силу тока в цепи 0,4 А, 0,5 А и 0,6 А и измерив в каждом случае значение электрического напряжения на концах резистора, укажите результаты измерения силы тока и напряжения для трёх случаев в виде таблицы (или графика);

3) сформулируйте вывод о зависимости силы электрического тока в резисторе от напряжения на его концах.

Задание 23 № 537


Источник: Типовые эк­за­ме­на­ци­он­ные варианты по физике. Е. Е. Кам­зее­ва — 2013, ва­ри­ант 4.
18

Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и один груз, соберите экспериментальную установку для измерения жёсткости пружины. Определите жёсткость пружины, подвесив к ней один груз. Для измерения веса груза воспользуйтесь динамометром.

 

В от­ве­те:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчета жёсткости пружины;

3) укажите результаты измерения веса груза и удлинения пружины;

4) запишите числовое значение жёсткости пружины.

Задание 23 № 564


Источник: Типовые эк­за­ме­на­ци­он­ные варианты по физике. Е. Е. Кам­зее­ва — 2013, ва­ри­ант 5.
19

Используя ка­рет­ку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, на­прав­ля­ю­щую рейку, со­бе­ри­те экспериментальную уста­нов­ку для из­ме­ре­ния коэффициента тре­ния скольжения между ка­рет­кой и по­верх­но­стью рейки.

 

В от­ве­те:

1) сделайте ри­су­нок экспериментальной установки;

2) запишите фор­му­лу для расчёта ко­эф­фи­ци­ен­та трения скольжения;

3) укажите ре­зуль­та­ты измерения веса ка­рет­ки с гру­за­ми и силы тре­ния скольжения при дви­же­нии каретки с гру­за­ми по по­верх­но­сти рейки;

4) запишите чис­ло­вое значение ко­эф­фи­ци­ен­та трения скольжения.

Задание 23 № 591


Источник: Типовые эк­за­ме­на­ци­он­ные варианты по физике. Е. Е. Кам­зее­ва — 2013, ва­ри­ант 6.
20

Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр с пределом измерения 4 Н, линейку и набор из трёх грузов по 100 г каждый, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины. Определите растяжение пружины, подвешивая к ней поочередно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.

 

В от­ве­те:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины для трёх случаев в виде таблицы (или графика);

3) сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины.

Задание 23 № 618


Источник: Типовые эк­за­ме­на­ци­он­ные варианты по физике. Е. Е. Кам­зее­ва — 2013, ва­ри­ант 7.
21

Используя собирающую линзу, экран и линейку, соберите экспериментальную установку для определения оптической силы линзы. В качестве источника света используйте солнечный свет от удалённого окна.

 

В от­ве­те:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчёта оптической силы линзы;

3) укажите результаты измерения фокусного расстояния линзы;

4) запишите численное значение оптической силы линзы.

Задание 23 № 645


Источник: Типовые эк­за­ме­на­ци­он­ные варианты по физике. Е. Е. Кам­зее­ва — 2013, ва­ри­ант 8.
22

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1, и R2, соберите экспериментальную установку для проверки правила для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.

 

В от­ве­те:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на контактах двух резисторов при их последовательном соединении;

3) сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В. Сделайте вывод.

Задание 23 № 672


Источник: Типовые эк­за­ме­на­ци­он­ные варианты по физике. Е. Е. Кам­зее­ва — 2013, ва­ри­ант 9.
23

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1, и R2, соберите экспериментальную установку для проверки правила для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.

 

В от­ве­те:

1) Нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) Измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на контактах двух резисторов при их последовательном соединении;

3) Сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В. Сделайте вывод.

Задание 23 № 699


Источник: Типовые эк­за­ме­на­ци­он­ные варианты по физике. Е. Е. Кам­зее­ва — 2013, ва­ри­ант 10.
24

Используя шта­тив лабораторный с муф­той и лапкой, пружину, груз мас­сой (100 ± 2) г, ли­ней­ку длиной 300 мм с мил­ли­мет­ро­вы­ми делениями, со­бе­ри­те установку для опре­де­ле­ния жёсткости пружины. Под­весь­те пружину за один из кон­цов к штативу. При­кре­пив к сво­бод­но­му концу пру­жи­ны груз, из­мерь­те удлинение пружины

 

В от­ве­те:

1) сделайте ри­су­нок экспериментальной установки;

2) запишите фор­му­лу для опре­де­ле­ния силы упругости;

3) запишите усло­вие равновесия груза на пружине;

4) измерьте удли­не­ние пружины после при­креп­ле­ния к ней груза и за­пи­ши­те измеренную величину;

5) определите жёсткость пру­жи­ны и оце­ни­те погрешность её измерения.

Задание 23 № 726


Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская работа по фи­зи­ке 08.10.2012 ва­ри­ант 1.
25

Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикреплённой к нему нитью, линейку и часы с секундной стрелкой (или секундомер), соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода свободных колебаний шарика, подвешенного на нити, от длины нити. Определите время 30 полных колебаний и вычислите период колебаний для трёх случаев, когда длина нити равна соответственно 1 м, 0,5 м и 0,25 м.

 

В от­ве­те:

1) cделайте рисунок экспериментальной установки;

2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трёх длин нити маятника в виде таблицы;

3) вычислите период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу;

4) сформулируйте вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

Задание 23 № 753


Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская работа по фи­зи­ке 14.03.2013 ва­ри­ант 1.
26

Используя ис­точ­ник по­сто­ян­но­го тока с на­пря­же­ни­ем 4,5 В, амперметр, вольтметр, соединённые па­рал­лель­но ре­зи­сто­ры = 12 Oм и пе­ре­мен­ный ре­зи­стор (реостат) пол­зу­нок ко­то­ро­го уста­нов­лен в про­из­воль­ном положении, опре­де­ли­те силу тока в рео­ста­те путём из­ме­ре­ния силы тока, те­ку­ще­го через источник, и на­пря­же­ния на ре­зи­сто­ре .

 

1. Со­бе­ри­те элек­три­че­скую схему, по­ка­зан­ную на рисунке.

2. Установите пол­зу­нок рео­ста­та при­мер­но на середину.

3. Измерьте силу тока, те­ку­ще­го через источник.

4. Измерьте на­пря­же­ние на ре­зи­сто­ре .

5. Определите не­из­вест­ную силу тока в рео­ста­те .

 

В ответе:

 

1) изобразите схему изу­ча­е­мой элек­три­че­ской цепи и ука­жи­те на ней на­прав­ле­ния токов, про­те­ка­ю­щих через ре­зи­стор и рео­стат ;

2) укажите ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ний силы тока , те­ку­ще­го через источник, и на­пря­же­ния на ре­зи­сто­ре , ука­зав при­мер­ную по­греш­ность измерений;

3) запишите закон Ома для участ­ка цепи, со­дер­жа­ще­го ре­зи­стор , определив, таким образом, силу тока в ре­зи­сто­ре ; вы­чис­ли­те силу тока ;

4) запишите пра­ви­ло для токов при па­рал­лель­ном со­еди­не­нии проводников;

5) используя п. 2—4, по­лу­чи­те фор­му­лу для не­из­вест­ной силы тока в рео­ста­те и за­пи­ши­те её;

6) определите чис­лен­ное зна­че­ние силы тока , оце­ни­те по­греш­ность её измерения.

Задание 23 № 807


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 08.10.2012 ва­ри­ант 1.
27

Используя ис­точ­ник постоянного тока с на­пря­же­ни­ем 4,5 В, амперметр, вольтметр, соединённые па­рал­лель­но резисторы = 6 Ом и пе­ре­мен­ный резистор (реостат), пол­зу­нок которого уста­нов­лен в про­из­воль­ном положении, опре­де­ли­те силу тока в рео­ста­те путем из­ме­ре­ния силы тока, те­ку­ще­го через источник, и на­пря­же­ния на ре­зи­сто­ре .

 

1. Со­бе­ри­те электрическую схему, по­ка­зан­ную на рисунке.

2. Установите пол­зу­нок реостата при­мер­но на середину.

3. Измерьте силу тока, те­ку­ще­го через источник.

4. Измерьте на­пря­же­ние на ре­зи­сто­ре .

5. Определите не­из­вест­ную силу тока в рео­ста­те .

 

В ответе:

 

1) изобразите схему изу­ча­е­мой электрической цепи и ука­жи­те на ней на­прав­ле­ния токов, про­те­ка­ю­щих через ре­зи­стор и рео­стат ;

2) укажите ре­зуль­та­ты измерений силы тока , те­ку­ще­го через источник, и на­пря­же­ния на ре­зи­сто­ре , ука­зав примерную по­греш­ность измерений;

3) запишите закон Ома для участ­ка цепи, со­дер­жа­ще­го резистор , определив, таким образом, силу тока в ре­зи­сто­ре ; вы­чис­ли­те силу тока ;

4) запишите пра­ви­ло для токов при па­рал­лель­ном соединении проводников;

5) используя п. 2—4, по­лу­чи­те формулу для не­из­вест­ной силы тока в рео­ста­те и за­пи­ши­те её;

6) опре­де­ли­те численное зна­че­ние силы тока , оце­ни­те погрешность её измерения.

Задание 23 № 834


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 08.10.2012 ва­ри­ант 2.
28

Используя каретку (брусок) с крючком, динамометр, три одинаковых груза и направляющую рейку, соберите экспериментальную установку для изучения свойств силы трения скольжения между кареткой и поверхностью рейки. Поставьте на каретку один груз и измерьте силу, которую необходимо приложить к каретке с грузом, для того чтобы двигать её с постоянной скоростью. Затем поставьте на каретку ещё два груза и повторите эксперимент.

 

В от­ве­те:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчёта модуля силы трения скольжения;

3) укажите результаты измерения веса каретки, веса груза и модуля силы трения скольжения при движении каретки с одним грузом и с тремя грузами по поверхности рейки;

4) сделайте вывод о связи между модулем силы трения скольжения и модулем силы нормальной реакции опоры.

Задание 23 № 861


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 16.01.2013 ва­ри­ант 1.
29

Используя рычажные весы с набором гирь, мензурку, стакан с водой и цилиндр № 1, соберите экспериментальную установку для определения плотности материала, из которого изготовлен цилиндр № 1.

 

В от­ве­те:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки для определения объёма тела;

2) запишите формулу для расчёта плотности;

3) укажите результаты измерения массы цилиндра и его объёма;

4) запишите численное значение плотности материала цилиндра.

Задание 23 № 888


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 20.02.2013 ва­ри­ант ФИ9401.
30

Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и 2 груза, соберите экспериментальную установку для определения жесткости пружины. Определите жесткость пружины, подвесив к ней два груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром.

 

В от­ве­те:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчета жесткости пружины;

3) укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины;

4) запишите численное значение жесткости пружины.

 

При выполнении задания используется комплект оборудования № 3 в составе:

– штатив лабораторный с муфтой и лапкой;

– пружина жесткостью Н/м;

– 2 груза массой по г;

– динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (погрешность 0,1 Н);

– линейка длиной 20−30 см с миллиметровыми делениями.

 

Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.

Задание 23 № 893


Источник: Материалы для экспертов ГИА—2016
31

Используя штатив с муфтой и лапкой, пружину, динамометр, линейку и набор из 3 грузов, соберите экспериментальную установку для исследования зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины.

 

В от­ве­те:

1) определите растяжение пружины, подвешивая к ней поочередно один, два и три груза. Для определения веса грузов воспользуйтесь динамометром;

2) сделайте рисунок экспериментальной установки. Укажите результаты измерения веса грузов и удлинения пружины для трех случаев в виде таблицы (или графика);

3) сформулируйте вывод о зависимости силы упругости, возникающей в пружине, от степени растяжения пружины.

 

При выполнении задания используется комплект оборудования № 3 в составе:

– штатив лабораторный с муфтой и лапкой;

– пружина жесткостью Н/м;

– 2 груза массой по г;

– динамометр школьный с пределом измерения 4 Н (погрешность 0,1 Н);

– линейка длиной 20−30 см с миллиметровыми делениями.

 

Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.

Задание 23 № 894


Источник: Материалы для экспертов ГИА—2016
32

Используя штатив с муфтой и лапкой, шарик с прикрепленной к нему нитью, линейку и часы с секундной стрелкой (или секундомер), соберите экспериментальную установку для исследования зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити. Определите время для 30 полных колебаний и посчитайте период колебаний для трех случаев, когда длина нити равна соответственно 1 м, 0,5 м и 0,25 м.

 

В от­ве­те:

1) cделайте рисунок экспериментальной установки;

2) укажите результаты прямых измерений числа колебаний и времени колебаний для трех длин нити маятника в виде таблицы;

3) посчитайте период колебаний для каждого случая и результаты занесите в таблицу;

4) сформулируйте качественный вывод о зависимости периода свободных колебаний нитяного маятника от длины нити.

 

При выполнении задания используется комплект оборудования №7 в составе:

– штатив с муфтой и лапкой;

– метровая линейка (погрешность 5 мм);

– шарик с прикрепленной к нему нитью длиной 110 см;

– часы с секундной стрелкой (или секундомер).

Внимание! При замене какого-либо элемента оборудования на аналогичное с другими характеристиками необходимо внести соответствующие изменения в образец выполнения задания.

Задание 23 № 900


Источник: Материалы для экспертов ГИА—2016
33

Используя рычаг, три груза, штатив и динамометр, соберите установку для исследования равновесия рычага. Три груза подвесьте слева от оси вращения рычага следующим образом: два груза на расстоянии6 см и один груз на расстоянии 12 см от оси. Определите момент силы, которую необходимо приложить к правому концу рычага на расстоянии6 см от оси вращения рычага для того, чтобы он оставался в равновесии в горизонтальном положении.

 

В ответe:

1) зарисуйте схему экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчёта момента силы;

3) укажите результаты измерений приложенной силы и длины плеча;

4) запишите числовое значение момента силы.

Задание 23 № 925


Источник: Демонстрационная версия ГИА—2014 по физике.
34

Используя собирающую линзу, экран, лампу на подставке, источник тока, соединительные провода, ключ, линейку, соберите экспериментальную установку для исследования свойств изображения, полученного с помощью собирающей линзы от лампы, расположенной от центра линзы на расстоянии 15 см.

 

В ответе:

1) сделайте схематический рисунок экспериментальной установки для наблюдения изображения лампы, полученного с помощью собирающей линзы;

2) передвигая экран, получите чёткое изображение лампы и перечислите свойства изображения (мнимое или действительное, уменьшенное или увеличенное, прямое или перевёрнутое);

3) сформулируйте вывод о расположении лампы относительно двойного фокусного расстояния линзы.

Задание 23 № 930


Источник: ЕГЭ - 2013, вариант 1313
35

Используя шта­тив с муфтой, не­по­движ­ный блок, нить, два груза и динамометр, со­бе­ри­те экспериментальную уста­нов­ку для из­ме­ре­ния работы силы упру­го­сти при рав­но­мер­ном подъёме гру­зов с ис­поль­зо­ва­ни­ем неподвижного блока. Опре­де­ли­те работу, со­вер­ша­е­мую силой упру­го­сти при подъёме гру­зов на вы­со­ту 10 см.

 

В ответе:

1) сде­лай­те рисунок экс­пе­ри­мен­таль­ной установки;

2) за­пи­ши­те формулу для расчёта ра­бо­ты силы упругости;

3) ука­жи­те результаты пря­мых измерений силы упру­го­сти и пути;

4) за­пи­ши­те числовое зна­че­ние работы силы упругости.

Задание 23 № 934


Источник: ЕГЭ - 2013, вариант 1326
Решение

36

Используя динамометр, стакан с водой, цилиндр № 1, соберите экспериментальную установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр.

 

В ответе:

1) сделайте рисунок экспериментальной установки;

2) запишите формулу для расчёта выталкивающей силы;

3) укажите результаты показаний динамометра при взвешивании цилиндра в воздухе и показаний динамометра при взвешивании цилиндра в воде;

4) запишите численное значение выталкивающей силы.

Задание 23 № 938


Источник: ЕГЭ - 2013, вариант 1331
37

Соберите экспериментальную установку для определения работы электрического тока, совершаемой в резисторе, используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода и резистор, обозначенный R2 — При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,5 А. Определите работу электрического тока в резисторе в течение 5 мин.

 

В ответе:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) запишите формулу для расчёта работы электрического тока;

3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,5 А;

4) запишите численное значение работы электрического тока.

Задание 23 № 942


Источник: ЕГЭ - 2013, вариант 1332
38

Определите электрическое сопротивление резистора R1. Для этого соберите экспериментальную установку, используя источник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, соединительные провода и резистор, обозначенный R1. При помощи реостата установите в цепи силу тока 0,3 А.

 

В ответе:

1) нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) запишите формулу для расчёта электрического сопротивления;

3) укажите результаты измерения напряжения при силе тока 0,3 А;

4) запишите численное значение электрического сопротивления.

Задание 23 № 946


Источник: ЕГЭ - 2013, вариант 1333
39

Используя ис­точ­ник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, со­еди­ни­тель­ные провода, резистор, обо­зна­чен­ный R2, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для опре­де­ле­ния элек­три­че­ско­го со­про­тив­ле­ния резистора.

При по­мо­щи рео­ста­та уста­но­ви­те в цепи силу тока 0,2 А.

В ответе:

1) на­ри­суй­те элек­три­че­скую схему эксперимента;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта элек­три­че­ско­го сопротивления;

3) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ния на­пря­же­ния при силе тока 0,2 А;

4) за­пи­ши­те чис­лен­ное зна­че­ние элек­три­че­ско­го со­про­тив­ле­ния резистора.

Задание 23 № 986


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 07.10.2013 ва­ри­ант ФИ90101.
40

Используя ис­точ­ник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, со­еди­ни­тель­ные провода, резистор, обо­зна­чен­ный R1, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для опре­де­ле­ния ра­бо­ты элек­три­че­ско­го тока, проо­те­ка­ю­ще­го через резистор.

При по­мо­щи рео­ста­та уста­но­ви­те в цепи силу тока 0,5 А. Опре­де­ли­те ра­бо­ту элек­три­че­ско­го тока, про­те­ка­ю­ще­го через резистор, в те­че­ние 5 минут.

В ответе:

1) на­ри­суй­те элек­три­че­скую схему эксперимента;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта ра­бо­ты элек­три­че­ско­го тока;

3) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ния на­пря­же­ния при силе тока 0,5 А;

4) за­пи­ши­те чис­лен­ное зна­че­ние ра­бо­ты элек­три­че­ско­го тока.

Задание 23 № 1013


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 07.10.2013 ва­ри­ант ФИ90102.
41

(По ма­те­ри­а­лам Кам­зее­вой Е. Е.)

Используя шта­тив с муф­той и лапкой, пружину, динамометр, ли­ней­ку и один груз, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для опре­де­ле­ния жёсткости пружины. Опре­де­ли­те жёсткость пружины, под­ве­сив к ней один груз. Для опре­де­ле­ния веса груза вос­поль­зуй­тесь динамометром.

В ответе:

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной установки;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта жёсткости пружины;

3) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ния веса груза и удли­не­ния пружины;

4) за­пи­ши­те чис­лен­ное зна­че­ние жёсткости пружины.

 

Характеристика оборудования

При вы­пол­не­нии за­да­ния ис­поль­зу­ет­ся ком­плект обо­ру­до­ва­ния № 3

в составе:

· шта­тив ла­бо­ра­тор­ный с муф­той и лапкой;

· пру­жи­на жёсткостью (40 ± 1) Н/м;

· 1 груз мас­сой (100 ± 2) г;

· ди­на­мо­метр школь­ный с пре­де­лом из­ме­ре­ния 4 Н (C = 0,1 Н);

· ли­ней­ка дли­ной 20−30 см с мил­ли­мет­ро­вы­ми делениями.

Задание 23 № 1076


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 11.03.2014 ва­ри­ант ФИ90501.
42

(По ма­те­ри­а­лам Кам­зее­вой Е. Е.)

Используя ка­рет­ку (брусок) с крючком, динамометр, один груз, на­прав­ля­ю­щую рейку, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для опре­де­ле­ния ко­эф­фи­ци­ен­та тре­ния сколь­же­ния между ка­рет­кой и по­верх­но­стью рейки.

В ответе:

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной установки;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта ко­эф­фи­ци­ен­та тре­ния скольжения;

3) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ния веса ка­рет­ки с гру­зом и силы тре­ния сколь­же­ния при дви­же­нии ка­рет­ки по по­верх­но­сти рейки;

4) за­пи­ши­те чис­лен­ное зна­че­ние ко­эф­фи­ци­ен­та тре­ния скольжения.

 

Характеристика оборудования

При вы­пол­не­нии за­да­ния ис­поль­зу­ет­ся ком­плект обо­ру­до­ва­ния в составе:

· ка­рет­ка мас­сой (100 ± 2) г;

· 1 груз мас­сой (100 ± 2) г;

· ди­на­мо­метр школь­ный с пре­де­лом из­ме­ре­ния 4 Н (C = 0,1 Н);

· на­прав­ля­ю­щая рейка.

Задание 23 № 1103


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная работа по фи­зи­ке 11.03.2014 ва­ри­ант ФИ90502.
43

(По ма­те­ри­а­лам Кам­зее­вой Е. Е.)

Используя со­би­ра­ю­щую линзу, экран, ли­ней­ку и лампу в ка­че­стве ис­точ­ни­ка света, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для опре­де­ле­ния оп­ти­че­ской силы линзы. В ответе:

 

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной установки;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта оп­ти­че­ской силы линзы;

3) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ния фо­кус­но­го рас­сто­я­ния линзы;

4) за­пи­ши­те чис­лен­ное зна­че­ние оп­ти­че­ской силы линзы.

 

Характеристика оборудования

При вы­пол­не­нии за­да­ния ис­поль­зу­ет­ся ком­плект обо­ру­до­ва­ния в составе:

· со­би­ра­ю­щая линза

· ли­ней­ка дли­ной 200–300 мм с мил­ли­мет­ро­вы­ми делениями

· экран

· ра­бо­чее поле

· ис­точ­ник пи­та­ния по­сто­ян­но­го тока 4,5 В

· со­еди­ни­тель­ные провода

· ключ

· лампа на подставке

Задание 23 № 1160


Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 22.12.2013 ва­ри­ант ФИ90201.
44

(По ма­те­ри­а­лам Кам­зее­вой Е. Е.)

Используя со­би­ра­ю­щую линзу, экран, ли­ней­ку и лампу в ка­че­стве ис­точ­ни­ка света, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для опре­де­ле­ния фо­кус­но­го рас­сто­я­ния линзы. В блан­ке ответов:

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной установки;

2) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ния фо­кус­но­го рас­сто­я­ния линзы;

3) оце­ни­те по­греш­ность проведённых измерений.

 

Характеристика оборудования

При вы­пол­не­нии за­да­ния ис­поль­зу­ет­ся ком­плект обо­ру­до­ва­ния в составе:

· со­би­ра­ю­щая линза

· ли­ней­ка дли­ной 200–300 мм с мил­ли­мет­ро­вы­ми делениями

· экран

· ра­бо­чее поле

· ис­точ­ник пи­та­ния по­сто­ян­но­го тока 4,5 В

· со­еди­ни­тель­ные провода

· ключ

· лампа на подставке

Задание 23 № 1187


Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 22.12.2013 ва­ри­ант ФИ90202.
45

(по ма­те­ри­а­лам Кам­зее­вой Е.Е.)

Используя ры­чаж­ные весы с на­бо­ром гирь, мензурку, ста­кан с водой, ци­линдр , со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для опре­де­ле­ния плот­но­сти материала, из ко­то­ро­го из­го­тов­лен ци­линдр.

В ответе:

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной уста­нов­ки для опре­де­ле­ния объёма тела;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта плотности;

3) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ния массы ци­лин­дра и его объёма;

4) за­пи­ши­те чис­лен­ное зна­че­ние плот­но­сти ма­те­ри­а­ла цилиндра.

 

Характеристика оборудования

При вы­пол­не­нии за­да­ния ис­поль­зу­ет­ся ком­плект обо­ру­до­ва­ния в составе:

· весы ры­чаж­ные с на­бо­ром гирь;

· мен­зур­ка (погрешность ±1 мл);

· сосуд с водой;

· сталь­ной ци­линдр на нити

Задание 23 № 1214


Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 29.04.2014 ва­ри­ант ФИ90601.
46

(по ма­те­ри­а­лам Кам­зее­вой Е.Е.)

Используя динамометр, ста­кан с водой, цилиндр, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для опре­де­ле­ния мо­ду­ля вы­тал­ки­ва­ю­щей силы (силы Архимеда), дей­ству­ю­щей на цилиндр. В ответе:

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной установки;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта вы­тал­ки­ва­ю­щей силы;

3) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ний веса ци­лин­дра в воз­ду­хе и веса ци­лин­дра в воде;

4) за­пи­ши­те чис­лен­ное зна­че­ние вы­тал­ки­ва­ю­щей силы.

 

Характеристика оборудования

При вы­пол­не­нии за­да­ния ис­поль­зу­ет­ся ком­плект обо­ру­до­ва­ния в составе:

· ла­тун­ный ци­линдр мас­сой 170 г;

· сосуд с водой;

· ди­на­мо­метр школь­ный с пре­де­лом из­ме­ре­ния 4 Н (цена де­ле­ния 0,1 Н).

Задание 23 № 1241


Источник: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 29.04.2014 ва­ри­ант ФИ90602.
47

(по ма­те­ри­а­лам Кам­зее­вой Е.Е.)

Используя ис­точ­ник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, со­еди­ни­тель­ные провода, резистор, обо­зна­чен­ный R1, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для опре­де­ле­ния элек­три­че­ско­го со­про­тив­ле­ния резистора. При по­мо­щи рео­ста­та уста­но­ви­те в цепи силу тока 0,2 А.

В блан­ке ответов:

1) на­ри­суй­те элек­три­че­скую схему цепи для эксперимента;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта элек­три­че­ско­го сопротивления;

3) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ния на­пря­же­ния на ре­зи­сто­ре при силе тока 0,2 А;

4) за­пи­ши­те чис­лен­ное зна­че­ние элек­три­че­ско­го сопротивления.

 

Характеристика оборудования

При вы­пол­не­нии за­да­ния ис­поль­зу­ет­ся ком­плект обо­ру­до­ва­ния в составе:

· ис­точ­ник тока (4,5 В);

· ре­зи­стор, обо­зна­чен­ный R1;

· реостат;

· ам­пер­метр (C = 0,1А);

· вольт­метр (C = 0,2 В);

· ключ и со­еди­ни­тель­ные провода.

Задание 23 № 1268


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 16.05.2014 ва­ри­ант ФИ90701.
48

по ма­те­ри­а­лам Кам­зее­вой Е.Е.)

Используя ис­точ­ник тока (4,5 В), вольтметр, амперметр, ключ, реостат, со­еди­ни­тель­ные провода, резистор, обо­зна­чен­ный R2, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для опре­де­ле­ния ра­бо­ты элек­три­че­ско­го тока в резисторе. При по­мо­щи рео­ста­та уста­но­ви­те в цепи силу тока 0,5 А. Опре­де­ли­те ра­бо­ту элек­три­че­ско­го тока в резисторе, совершённую в те­че­ние 5 минут.

В ответе:

1) на­ри­суй­те элек­три­че­скую схему цепи для эксперимента;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта ра­бо­ты элек­три­че­ско­го тока;

3) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ния на­пря­же­ния при силе тока 0,5 А;

4) за­пи­ши­те чис­лен­ное зна­че­ние ра­бо­ты элек­три­че­ско­го тока.

 

Характеристика оборудования

При вы­пол­не­нии за­да­ния ис­поль­зу­ет­ся ком­плект обо­ру­до­ва­ния в составе:

· ис­точ­ник тока (4,5 В);

· резистор, обо­зна­чен­ный R2;

· реостат;

· ам­пер­метр (С = 0,1 А);

· вольт­метр (С = 0,2 В);

· ключ и со­еди­ни­тель­ные провода.

Задание 23 № 1295


Источник: МИОО: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 16.05.2014 ва­ри­ант ФИ90702.
49

Используя ка­рет­ку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, на­прав­ля­ю­щую рейку, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для из­ме­ре­ния ра­бо­ты силы тре­ния сколь­же­ния при дви­же­нии ка­рет­ки с гру­за­ми по по­верх­но­сти рейки на рас­сто­я­ние 40 см.

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной установки;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта ра­бо­ты силы тре­ния скольжения;

3) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ния мо­ду­ля пе­ре­ме­ще­ния ка­рет­ки с гру­за­ми и силы тре­ния сколь­же­ния при дви­же­нии ка­рет­ки с гру­за­ми по по­верх­но­сти рейки;

4) за­пи­ши­те чис­ло­вое зна­че­ние ра­бо­ты силы тре­ния скольжения.

Задание 23 № 1331


Источник: Демонстрационная вер­сия ГИА—2015 по физике.
50

(по ма­те­ри­а­лам Е.Е. Камзеевой)

Используя шта­тив с муф­той и лапкой, шарик с прикреплённой к нему нитью, ли­ней­ку и часы с се­кунд­ной стрел­кой (или секундомер), со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для ис­сле­до­ва­ния за­ви­си­мо­сти пе­ри­о­да сво­бод­ных ко­ле­ба­ний ни­тя­но­го ма­ят­ни­ка от длины нити. Ам­пли­ту­да ко­ле­ба­ний ма­ят­ни­ка долж­на быть малой (не более 10–15°). Опре­де­ли­те время для 30 пол­ных ко­ле­ба­ний и вы­чис­ли­те пе­ри­од ко­ле­ба­ний для трёх случаев, когда длина нити равна, соответственно, 1 м, 0,5 м и 0,25 м. В ответе:

 

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной установки;

2) ука­жи­те ре­зуль­та­ты пря­мых из­ме­ре­ний числа ко­ле­ба­ний и вре­ме­ни ко­ле­ба­ний для трёх длин нити ма­ят­ни­ка в виде таблицы;

3) вы­чис­ли­те пе­ри­од ко­ле­ба­ний для каж­до­го слу­чая и ре­зуль­та­ты за­не­си­те в таблицу;

4) сфор­му­ли­руй­те вывод о за­ви­си­мо­сти пе­ри­о­да сво­бод­ных ко­ле­ба­ний ни­тя­но­го ма­ят­ни­ка от длины нити.

Задание 23 № 1395


Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 19.12.2014 ва­ри­ант ФИ90101.
51

(по ма­те­ри­а­лам Е.Е. Камзеевой)

Используя шта­тив с муф­той и лапкой, шарик с прикреплённой к нему нитью, ли­ней­ку и часы с се­кунд­ной стрел­кой (или секундомер), со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для ис­сле­до­ва­ния за­ви­си­мо­сти ча­сто­ты сво­бод­ных ко­ле­ба­ний ни­тя­но­го ма­ят­ни­ка от длины нити. Ам­пли­ту­да ко­ле­ба­ний ма­ят­ни­ка долж­на быть малой (не более 10–15°). Опре­де­ли­те время для 30 пол­ных ко­ле­ба­ний и вы­чис­ли­те ча­сто­ту ко­ле­ба­ний для трёх случаев, когда длина нити равна, соответственно, 1 м, 0,5 м и 0,25 м. В ответе:

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной установки;

2) ука­жи­те ре­зуль­та­ты пря­мых из­ме­ре­ний числа ко­ле­ба­ний и вре­ме­ни ко­ле­ба­ний для трёх длин нити ма­ят­ни­ка в виде таблицы;

3) вы­чис­ли­те ча­сто­ту ко­ле­ба­ний для каж­до­го слу­чая и ре­зуль­та­ты за­не­си­те в таблицу;

4) сфор­му­ли­руй­те вывод о за­ви­си­мо­сти ча­сто­ты сво­бод­ных ко­ле­ба­ний ни­тя­но­го ма­ят­ни­ка от длины нити.

 

Характеристика оборудования

При вы­пол­не­нии за­да­ния ис­поль­зу­ет­ся ком­плект обо­ру­до­ва­ния № 7 в составе:

• шта­тив с муф­той и лапкой;

• мет­ро­вая ли­ней­ка (погрешность 5 мм);

• шарик с прикреплённой к нему нитью дли­ной 110 см;

• часы с се­кунд­ной стрел­кой (или секундомер).

Задание 23 № 1422


Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная ра­бо­та по фи­зи­ке 19.12.2014 ва­ри­ант ФИ90102.
52

Используя ис­точ­ник тока, вольтметр, амперметр, ключ, реостат, со­еди­ни­тель­ные провода, резистор, обо­зна­чен­ный R1, со­бе­ри­те экспериментальную уста­нов­ку для опре­де­ле­ния работы элек­три­че­ско­го тока на резисторе. При по­мо­щи реостата уста­но­ви­те в цепи силу тока 0,3 А. Опре­де­ли­те работу элек­три­че­ско­го тока за 10 минут.

 

1) на­ри­суй­те электрическую схему эксперимента;

2) за­пи­ши­те формулу для расчёта ра­бо­ты электрического тока;

3) ука­жи­те результаты из­ме­ре­ния напряжения при силе тока 0,3 А;

4) за­пи­ши­те значение ра­бо­ты электрического тока.

Задание 23 № 1471


Источник: СтатГрад: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 02.02.2015 ва­ри­ант ФИ90301.
Решение

53

Используя ка­рет­ку (брусок) с крючком, динамометр, набор из трёх грузов, на­прав­ля­ю­щую рейку, со­бе­ри­те экспериментальную уста­нов­ку для ис­сле­до­ва­ния зависимости силы тре­ния скольжения между ка­рет­кой и по­верх­но­стью горизонтальной рейки от силы нор­маль­но­го давления. Опре­де­ли­те силу тре­ния скольжения, по­ме­щая на ка­рет­ку поочерёдно один, два и три груза. Для опре­де­ле­ния веса ка­рет­ки с гру­за­ми воспользуйтесь динамометром.

 

В блан­ке ответов:

1) сде­лай­те рисунок экс­пе­ри­мен­таль­ной установки;

2) ука­жи­те результаты из­ме­ре­ний веса ка­рет­ки с гру­за­ми и силы тре­ния скольжения для трёх слу­ча­ев в виде таб­ли­цы (или графика);

3) сфор­му­ли­руй­те вывод о за­ви­си­мо­сти силы тре­ния скольжения между ка­рет­кой и по­верх­но­стью рейки от силы нор­маль­но­го давления.

Задание 23 № 1499


Источник: СтатГрад: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 02.02.2015 ва­ри­ант ФИ90302.
54

Используя шта­тив с муфтой, не­по­движ­ный блок, нить, два груза и динамометр, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для из­ме­ре­ния ра­бо­ты силы упру­го­сти при рав­но­мер­ном подъёме гру­зов с ис­поль­зо­ва­ни­ем не­по­движ­но­го блока. Опре­де­ли­те работу, со­вер­ша­е­мую силой упру­го­сти при подъёме двух соединённых вме­сте гру­зов на вы­со­ту 10 см.

 

В ответе:

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной установки;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта ра­бо­ты силы упругости;

3) ука­жи­те ре­зуль­та­ты пря­мых из­ме­ре­ний силы упру­го­сти и пути;

запишите чис­ло­вое зна­че­ние ра­бо­ты силы упругости.

 

Наборы лабораторныеКомплект «ГИА-лаборатория»
Комплект № 8
• штатив с муфтой

• блок неподвижный

• нить

• два груза массой по (100 ± 2) г

• динамометр школьный с пределом

измерения 4 Н (С = 0,1 Н)

• штатив с муфтой

• блок неподвижный

• нить

• два груза массой по (100 ± 2) г

• динамометр школьный с пределом

измерения 5 Н (С = 0,1 Н)

Задание 23 № 1526


Источник: СтатГрад: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 17.03.2015 ва­ри­ант ФИ90401.
55

Используя ка­рет­ку (брусок) с крючком, динамометр, два груза, на­прав­ля­ю­щую рейку, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для из­ме­ре­ния ра­бо­ты силы тре­ния сколь­же­ния при дви­же­нии ка­рет­ки с гру­за­ми по по­верх­но­сти рейки на рас­сто­я­ние в 40 см.

В блан­ке ответов:

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной установки;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта ра­бо­ты силы тре­ния скольжения;

3) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ния мо­ду­ля пе­ре­ме­ще­ния ка­рет­ки с гру­за­ми и силы тре­ния сколь­же­ния при дви­же­нии ка­рет­ки с гру­за­ми по по­верх­но­сти рейки;

4) за­пи­ши­те чис­ло­вое зна­че­ние ра­бо­ты силы тре­ния скольжения.

 

Наборы лабораторныеКомплект «ГИА-лаборатория»
Комплект № 8
• каретка с крючком на нити

m = (100 ± 2) г

• два груза массой по (100 ± 2) г

• динамометр школьный с пределом

измерения 4 Н (С = 0,1 Н)

• направляющая (коэффициент

трения каретки по направляющей

приблизительно равен 0,20 ± 0,05)

• брусок с крючком на нити

m = (60 ± 8) г

• два груза массой по (100 ± 2) г

• динамометр школьный с пределом

измерения 1 Н (С = 0,02 Н)

• направляющая (коэффициент

трения бруска по направляющей

приблизительно равен 0,20 ± 0,05)

Задание 23 № 1553


Источник: СтатГрад: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 17.03.2015 ва­ри­ант ФИ90402.
56

Используя рычаг, три груза, шта­тив и динамометр, со­бе­ри­те уста­нов­ку для ис­сле­до­ва­ния рав­но­ве­сия рычага. Три груза под­весь­те слева от оси вра­ще­ния ры­ча­га сле­ду­ю­щим образом: два груза на рас­сто­я­нии 6 см и один груз на рас­сто­я­нии 12 см от оси. Опре­де­ли­те мо­мент силы, ко­то­рую не­об­хо­ди­мо при­ло­жить к пра­во­му концу ры­ча­га на рас­сто­я­нии 6 см от оси вра­ще­ния ры­ча­га для того, чтобы он оста­вал­ся в рав­но­ве­сии в го­ри­зон­таль­ном положении.

 

В блан­ке ответов:

1) за­ри­суй­те схему экс­пе­ри­мен­таль­ной установки;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта мо­мен­та силы;

3) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ний при­ло­жен­ной силы и длины плеча;

4) за­пи­ши­те чис­ло­вое зна­че­ние мо­мен­та силы.

Задание 23 № 1586


Источник: СтатГрад: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 06.05.2015 ва­ри­ант ФИ90801.
57

Используя ис­точ­ник тока, амперметр, реостат, ключ, со­еди­ни­тель­ные провода, резисторы, обо­зна­чен­ные R1 и R2, про­верь­те экс­пе­ри­мен­таль­но пра­ви­ло сло­же­ния силы элек­три­че­ско­го тока при па­рал­лель­ном со­еди­не­нии двух проводников: R1 и R2.

В блан­ке ответов:

1) на­ри­суй­те элек­три­че­скую схему экс­пе­ри­мен­таль­ной установки;

2) с по­мо­щью рео­ста­та уста­но­ви­те силу тока в неразветвлённой части цепи 0,7 А и из­мерь­те силу элек­три­че­ско­го тока в каж­дом из ре­зи­сто­ров при их па­рал­лель­ном соединении;

3) срав­ни­те общую силу тока (до разветвления) с сум­мой сил тока в каж­дом из ре­зи­сто­ров (в каж­дом из ответвлений), учитывая, что по­греш­ность пря­мых из­ме­ре­ний с по­мо­щью ам­пер­мет­ра со­став­ля­ет 0,1 А;

4) сде­лай­те вывод о спра­вед­ли­во­сти или оши­боч­но­сти про­ве­ря­е­мо­го правила.

Задание 23 № 1613


Источник: СтатГрад: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по фи­зи­ке 06.05.2015 ва­ри­ант ФИ90802.
58

Используя динамометр, ста­кан с водой, ци­линдр № 1, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для опре­де­ле­ния вы­тал­ки­ва­ю­щей силы (силы Архимеда), дей­ству­ю­щей на цилиндр.

 

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной установки;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта вы­тал­ки­ва­ю­щей силы;

3) ука­жи­те ре­зуль­та­ты по­ка­за­ний ди­на­мо­мет­ра при взве­ши­ва­нии ци­лин­дра в воз­ду­хе и по­ка­за­ний ди­на­мо­мет­ра при взве­ши­ва­нии ци­лин­дра в воде;

4) за­пи­ши­те чис­лен­ное зна­че­ние вы­тал­ки­ва­ю­щей силы.

Задание 23 № 1640


Источник: СтатГрад: Тренировочная работа по физике 16.04.2015 ва­ри­ант ФИ90701.
59

Используя шта­тив с муф­той и лапкой, пружину, динамометр, ли­ней­ку и один груз, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для из­ме­ре­ния жёсткости пружины. Опре­де­ли­те жёсткость пружины, под­ве­сив к ней один груз. Для из­ме­ре­ния веса груза вос­поль­зуй­тесь динамометром.

 

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной установки;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта жёсткости пружины;

3) ука­жи­те ре­зуль­та­ты из­ме­ре­ния веса груза и удли­не­ния пружины;

4) за­пи­ши­те чис­ло­вое зна­че­ние жёсткости пружины.

Задание 23 № 1667


Источник: СтатГрад: Тре­ни­ро­воч­ная по фи­зи­ке 16.04.2015 ва­ри­ант ФИ90702.
60

Используя со­би­ра­ю­щую линзу, экран, линейку, со­бе­ри­те экс­пе­ри­мен­таль­ную уста­нов­ку для опре­де­ле­ния оп­ти­че­ской силы линзы. В ка­че­стве ис­точ­ни­ка света ис­поль­зуй­те свет от удалённого окна.

 

1) сде­лай­те ри­су­нок экс­пе­ри­мен­таль­ной установки;

2) за­пи­ши­те фор­му­лу для расчёта оп­ти­че­ской силы линзы;

3) ука­жи­те ре­зуль­тат из­ме­ре­ния фо­кус­но­го рас­сто­я­ния линзы;

4) за­пи­ши­те зна­че­ние оп­ти­че­ской силы линзы.

Задание 23 № 1703


Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ГИА—2016 по физике.

Пройти тестирование по этим заданиям



     О проекте

© Гущин Д. Д., 2011—2017


СПб ГУТ! С! Ф! У!