№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел кодификатора ФИПИ Тема
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 1764093

1.

Для каж­до­го физического по­ня­тия из пер­во­го столбца под­бе­ри­те соответствующий при­мер из вто­ро­го столбца. За­пи­ши­те в таб­ли­цу выбранные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми буквами.

 

ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯПРИМЕРЫ

А) фи­зи­че­ская величина

 

Б) еди­ни­ца физической величины

 

B) фи­зи­че­ский прибор

1)  кулон

2)  атом

3)  ионизация

4)  энергия

5)  дозиметр



АБВ
   

2.

На ри­сун­ке пред­став­лен гра­фик за­ви­си­мо­сти про­ек­ции ско­ро­сти vx от вре­ме­ни t для тела, дви­жу­ще­го­ся прямолинейно, па­рал­лель­но оси OX. Тело дви­га­лось в направлении, про­ти­во­по­лож­ном на­прав­ле­нию оси OX,

 

1) только на участ­ке АВ

2) на участ­ках АВ и ВС

3) на участ­ках ВC и СD

4) только на участ­ке DE

3.

На ри­сун­ке изображены век­тор скорости v дви­жу­ще­го­ся тела и век­тор силы F, дей­ству­ю­щей на тело, в не­ко­то­рый момент времени. Вектор им­пуль­са тела в этот мо­мент времени со­на­прав­лен вектору

 

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

4.

На ри­сун­ке изоб­ра­жен гра­фик за­ви­си­мо­сти ко­ор­ди­на­ты x тела, со­вер­ша­ю­ще­го гар­мо­ни­че­ские колебания, от вре­ме­ни t. Опре­де­ли­те ча­сто­ту этих колебаний.

 

1) 0,1 Гц

2) 0,2 Гц

3) 125 Гц

4) 250 Гц

5.

Стеклянный сосуд слож­ной формы за­пол­нен жид­ко­стью (см. рисунок). Давление, ока­зы­ва­е­мое жид­ко­стью на дно сосуда, имеет

 

1) мак­си­маль­ное зна­че­ние в точке А

2) мак­си­маль­ное зна­че­ние в точке Б

3) оди­на­ко­вое зна­че­ние в точ­ках А и Б

4) оди­на­ко­вое зна­че­ние в точ­ках А, Б и В

6.

Используя данные таблицы, из предложенного перечня утверждений выберите два правильных.

1) Проводники из нихрома и латуни при одинаковых размерах будут иметь одинаковые массы.

2) При равной площади поперечного сечения проводник из железа длиной 4 м будет иметь такое же электрическое сопротивление, что и проводник из никелина длиной 1 м.

3) При равных размерах проводник из алюминия будет иметь меньшую массу и меньшее электрическое сопротивление по сравнению с проводником из серебра.

4) При замене спирали электроплитки с никелиновой на нихромовую такого же размера электрическое сопротивление спирали не изменится.

5) При одинаковых размерах проводник из меди будет иметь самое маленькое электрическое сопротивление.

7.

Деревянную ко­роб­ку мас­сой 10 кг рав­но­мер­но и пря­мо­ли­ней­но тянут по го­ри­зон­таль­ной доске с по­мо­щью го­ри­зон­таль­но рас­по­ло­жен­ной пружины. Ко­эф­фи­ци­ент тре­ния равен 0,4; удли­не­ние пру­жи­ны 0,2 м. Чему равна жёсткость пружины?

 

1) 200 Н/м

2) 100 Н/м

3) 50 Н/м

4) 20 Н/м

8.

Испарение и ки­пе­ние — два про­цес­са пе­ре­хо­да ве­ще­ства из од­но­го аг­ре­гат­но­го со­сто­я­ния в другое. Раз­ли­чие между ними за­клю­ча­ет­ся в том, что

А. Ки­пе­ние про­ис­хо­дит при определённой температуре, а ис­па­ре­ние — при любой температуре.

Б. Ис­па­ре­ние про­ис­хо­дит с по­верх­но­сти жидкости, а ки­пе­ние — во всём объёме жидкости.

Правильным(-и) является(-ются) утверждение(-я)

 

1) толь­ко А

2) толь­ко Б

3) и А, и Б

4) ни А, ни Б

9.

На ри­сун­ке при­ве­де­ны гра­фи­ки за­ви­си­мо­сти ко­ор­ди­на­ты от вре­ме­ни для двух тел: А и В, дви­жу­щих­ся по прямой, вдоль ко­то­рой на­прав­ле­на ось Ох. Вы­бе­ри­те два вер­ных утвер­жде­ния о ха­рак­те­ре дви­же­ния тел.

 

1) Тело А дви­жет­ся с по­сто­ян­ной скоростью, рав­ной 5 м/с.

2) В мо­мент вре­ме­ни t = 5 с ско­рость тела В была боль­ше ско­ро­сти тела А.

3) В те­че­ние пер­вых пяти се­кунд тела дви­га­лись в одном направлении.

4) В мо­мент вре­ме­ни t = 2 с тела на­хо­ди­лись на рас­сто­я­нии 20 м друг от друга.

5) За пер­вые 5 с дви­же­ния тело В про­шло путь 15 м.

10.

Как изменится внутренняя энергия превращения 500 г льда, взятого при температуре 0 °С, в воду, имеющую температуру 20 °С? Потерями энергии на нагревание окружающего воздуха пренебречь.

 

1) уменьшится на 42 кДж

2) увеличится на 42 кДж

3) уменьшится на 207 кДж

4) увеличится на 207 кДж

11.

Незаряженный электроскоп 1 соединили эбонитовым стержнем с таким же отрицательно заряженным электроскопом 2 (см. рисунок). При этом

 

1) оба электроскопа станут отрицательно заряженными

2) первый электроскоп приобретет положительный заряд

3) первый электроскоп останется незаряженным

4) второй электроскоп разрядится

12.

На диа­грам­ме (см. рисунок) пред­став­ле­ны зна­че­ния силы тока для двух проводников (1) и (2), соединённых параллельно. Срав­ни­те со­про­тив­ле­ния R1 и R2 этих проводников.

 

1) R2 = 2R1 / 3

2) R2 = 0,5R1

3) R2 = R1

4) R2 = 3R1 / 2

13.

По ка­туш­ке идёт элек­три­че­ский ток, на­прав­ле­ние которого по­ка­за­но на рисунке. При этом на кон­цах сердечника катушки

 

1) образуются маг­нит­ные полюса: на конце 1 — се­вер­ный полюс, на конце 2 — южный полюс

2) образуются маг­нит­ные полюса: на конце 1 — южный полюс, на конце 2 — се­вер­ный полюс

3) скапливаются элек­три­че­ские заряды: на конце 1 — от­ри­ца­тель­ный заряд, на конце 2 — по­ло­жи­тель­ный заряд

4) скапливаются элек­три­че­ские заряды: на конце 1 — по­ло­жи­тель­ный заряд, на конце 2 — от­ри­ца­тель­ный заряд

14.

Линза, фо­кус­ное рас­сто­я­ние ко­то­рой F, даёт дей­стви­тель­ное уве­ли­чен­ное изоб­ра­же­ние пред­ме­та. На каком рас­сто­я­нии от линзы на­хо­дит­ся пред­мет?

 

1) между F и 2F

2) боль­шем 2F

3) мень­ше F

4) рав­ном 2F

15.

Че­ло­век пе­ре­во­дит взгляд со стра­ни­цы книги на об­ла­ка за окном. Как при этом ме­ня­ют­ся фо­кус­ное рас­сто­я­ние и оп­ти­че­ская сила хру­ста­ли­ка глаза че­ло­ве­ка?

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фи­зи­че­ски­ми ве­ли­чи­на­ми и их воз­мож­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми.

Для каж­дой ве­ли­чи­ны опре­де­ли­те со­от­вет­ству­ю­щий ха­рак­тер из­ме­не­ния:

1) уве­ли­чи­ва­ет­ся

2) умень­ша­ет­ся

3) не из­ме­ня­ет­ся

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры для каж­дой фи­зи­че­ской ве­ли­чи­ны.

Цифры в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

Фо­кус­ное рас­сто­я­ниеОп­ти­че­ская сила
  

16.

Какая мощ­ность вы­де­ля­ет­ся в лам­поч­ке в цепи, схема ко­то­рой при­ве­де­на на рисунке, если ам­пер­метр по­ка­зы­ва­ет силу тока 0,05 А, а вольт­метр — на­пря­же­ние 4 В. Известно, что цепь под­клю­че­на к ис­точ­ни­ку по­сто­ян­но­го напряжения U = 12 В. Из­ме­ри­тель­ные при­бо­ры счи­тать идеальными.

 

1) 0,01 Вт

2) 0,2 Вт

3) 0,4 Вт

4) 0,6 Вт

17.

В соответствии с моделью атома Резерфорда

 

1) ядро атома имеет малые по сравнению с атомом размеры

2) ядро атома имеет отрицательный заряд

3) ядро атома имеет размеры, сравнимые с размерами атома

4) ядро атома притягивает α-частицы

18.

Цена деления и предел измерения миллиамперметра (см. рисунок) равны, соответственно

 

1) 50 А, 2 А

2) 2 мА, 50 мА

3) 10 А, 50 А

4) 50 мА, 10 мА

19.

Учи­тель на уроке, ис­поль­зуя палочку, кусок ткани и электроскоп, по­сле­до­ва­тель­но провёл опыты по электризации. Усло­вия про­ве­де­ния опы­тов и по­ка­за­ния элек­тро­ско­па пред­став­ле­ны в таблице.

 

Опыт 1

Па­лоч­ку в исходном

состоянии поднесли

к электроскопу

Опыт 2

Па­лоч­ку потёрли

о ткань и поднесли,

не дотрагиваясь,

к электроскопу

Опыт 3

Па­лоч­ку дополнительно

потёрли о ткань

и поднесли,

не дотрагиваясь,

к электроскопу

 

Выберите из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня два утверждения, ко­то­рые со­от­вет­ству­ют ре­зуль­та­там проведённых экс­пе­ри­мен­таль­ных наблюдений. Ука­жи­те их номера.

 

1) Па­лоч­ка элек­три­зу­ет­ся при тре­нии о ткань.

2) При тре­нии па­лоч­ка и ткань при­об­ре­та­ют рав­ные по ве­ли­чи­не заряды.

3) При тре­нии па­лоч­ка и ткань при­об­ре­та­ют раз­ные по знаку заряды.

4) Угол рас­хож­де­ния ле­пест­ков элек­тро­ско­па за­ви­сит от сте­пе­ни на­элек­три­зо­ван­но­сти палочки.

5) Элек­три­за­ция свя­за­на с пе­ре­ме­ще­ни­ем элек­тро­нов с од­но­го тела на другое.

20.

Вулканы

Известно, что по мере спус­ка в недра Земли тем­пе­ра­ту­ра постепенно повышается. Это об­сто­я­тель­ство и сам факт из­вер­же­ния вулканами жид­кой лавы не­воль­но наталкивали на мысль, что на опре­де­лен­ных глубинах ве­ще­ство земного шара на­хо­дит­ся в рас­плав­лен­ном состоянии. Од­на­ко на самом деле всё не так просто. Од­но­вре­мен­но с по­вы­ше­ни­ем температуры растёт дав­ле­ние в зем­ных глубинах. А ведь чем боль­ше давление, тем выше тем­пе­ра­ту­ра плавления (см. рисунок).

Согласно со­вре­мен­ным представлениям боль­шая часть зем­ных недр со­хра­ня­ет твёрдое состояние. Од­на­ко вещество асте­но­сфе­ры (оболочка Земли от 100 км до 300 км в глубину) на­хо­дит­ся в почти рас­плав­лен­ном состоянии. Так на­зы­ва­ют твёрдое состояние, ко­то­рое легко пе­ре­хо­дит в жид­кое (расплавленное) при не­боль­шом повышении тем­пе­ра­ту­ры (процесс 1) или по­ни­же­нии давления (процесс 2).

Источником пер­вич­ных расплавов магмы яв­ля­ет­ся астеносфера. Если в каком-то рай­о­не снижается дав­ле­ние (например, при сме­ще­нии участков литосферы), то твёрдое ве­ще­ство астеносферы тот­час превращается в жидкий

расплав, т.е. в магму.

Но какие фи­зи­че­ские причины при­во­дят в дей­ствие механизм из­вер­же­ния вулкана?

В магме на­ря­ду с па­ра­ми воды со­дер­жат­ся различные газы (углекислый газ, хло­ри­стый и фто­ри­стый водород, ок­си­ды серы, метан и другие). Кон­цен­тра­ция растворённых газов со­от­вет­ству­ет внешнему давлению. В фи­зи­ке известен закон Генри: кон­цен­тра­ция газа, растворённого в жидкости, про­пор­ци­о­наль­на его дав­ле­нию над жидкостью. Те­перь представим, что дав­ле­ние на глу­би­не уменьшилось. Газы, растворённые в магме, пе­ре­хо­дят в га­зо­об­раз­ное состояние. Магма уве­ли­чи­ва­ет­ся в объеме, вспе­ни­ва­ет­ся и на­чи­на­ет подниматься вверх. По мере подъёма магмы дав­ле­ние падает ещё больше, по­это­му процесс вы­де­ле­ния газов усиливается, что, в свою очередь, при­во­дит к уско­ре­нию подъёма.

 

В каких аг­ре­гат­ных со­сто­я­ни­ях на­хо­дит­ся ве­ще­ство асте­но­сфе­ры в об­ла­стях I и II на диа­грам­ме (см. рисунок)?

 

1) I — в жидком, II — в твердом

2) I — в твердом, II — в жидком

3) I — в жидком, II — в жидком

4) I — в твердом, II — в твердом


Вулканы

Известно, что по мере спуска в недра Земли температура постепенно повышается. Это обстоятельство и сам факт извержения вулканами жидкой лавы невольно наталкивали на мысль, что на определенных глубинах вещество земного шара находится в расплавленном состоянии. Однако на самом деле все не так просто. Одновременно с повышением температуры растет давление в земных глубинах. А ведь чем больше давление, тем выше температура плавления (см. рисунок).

Согласно современным представлениям большая часть земных недр сохраняет твердое состояние. Однако вещество астеносферы (оболочка Земли от 100 км до 300 км в глубину) находится в почти расплавленном состоянии. Так называют твердое состояние, которое легко переходит в жидкое (расплавленное) при небольшом повышении температуры (процесс 1) или понижении давления (процесс 2).

Источником первичных расплавов магмы является астеносфера. Если в каком-то районе снижается давление (например, при смещении участков литосферы), то твердое вещество астеносферы тотчас превращается в жидкий расплав, то есть в магму.

Но какие физические причины приводят в действие механизм извержения вулкана?

В магме наряду с парами воды содержатся различные газы (углекислый газ, хлористый и фтористый водород, оксиды серы, метан и другие). Концентрация растворенных газов соответствует внешнему давлению. В физике известен закон Генри: концентрация газа, растворенного в жидкости, пропорциональна его давлению над жидкостью. Теперь представим, что давление на глубине уменьшилось. Газы, растворенные в магме, переходят в газообразное состояние. Магма увеличивается в объеме, вспенивается и начинает подниматься вверх. По мере подъема магмы давление падает еще больше, поэтому процесс выделения газов усиливается, что, в свою очередь, приводит к ускорению подъема.

21.

Какая сила заставляет расплавленную вспенившуюся магму подниматься вверх?

 

1) сила тяжести

2) сила упругости

3) сила Архимеда

4) сила трения


Вулканы

Известно, что по мере спуска в недра Земли температура постепенно повышается. Это обстоятельство и сам факт извержения вулканами жидкой лавы невольно наталкивали на мысль, что на определенных глубинах вещество земного шара находится в расплавленном состоянии. Однако на самом деле все не так просто. Одновременно с повышением температуры растет давление в земных глубинах. А ведь чем больше давление, тем выше температура плавления (см. рисунок).

Согласно современным представлениям большая часть земных недр сохраняет твердое состояние. Однако вещество астеносферы (оболочка Земли от 100 км до 300 км в глубину) находится в почти расплавленном состоянии. Так называют твердое состояние, которое легко переходит в жидкое (расплавленное) при небольшом повышении температуры (процесс 1) или понижении давления (процесс 2).

Источником первичных расплавов магмы является астеносфера. Если в каком-то районе снижается давление (например, при смещении участков литосферы), то твердое вещество астеносферы тотчас превращается в жидкий расплав, то есть в магму.

Но какие физические причины приводят в действие механизм извержения вулкана?

В магме наряду с парами воды содержатся различные газы (углекислый газ, хлористый и фтористый водород, оксиды серы, метан и другие). Концентрация растворенных газов соответствует внешнему давлению. В физике известен закон Генри: концентрация газа, растворенного в жидкости, пропорциональна его давлению над жидкостью. Теперь представим, что давление на глубине уменьшилось. Газы, растворенные в магме, переходят в газообразное состояние. Магма увеличивается в объеме, вспенивается и начинает подниматься вверх. По мере подъема магмы давление падает еще больше, поэтому процесс выделения газов усиливается, что, в свою очередь, приводит к ускорению подъема.

22.

На глубине 200 м ниже уровня моря вода содержит примерно 1,5% растворенного в ней воздуха. Возможно ли извлечь воздух из воды? Ответ поясните.


Вулканы

Известно, что по мере спуска в недра Земли температура постепенно повышается. Это обстоятельство и сам факт извержения вулканами жидкой лавы невольно наталкивали на мысль, что на определенных глубинах вещество земного шара находится в расплавленном состоянии. Однако на самом деле все не так просто. Одновременно с повышением температуры растет давление в земных глубинах. А ведь чем больше давление, тем выше температура плавления (см. рисунок).

Согласно современным представлениям большая часть земных недр сохраняет твердое состояние. Однако вещество астеносферы (оболочка Земли от 100 км до 300 км в глубину) находится в почти расплавленном состоянии. Так называют твердое состояние, которое легко переходит в жидкое (расплавленное) при небольшом повышении температуры (процесс 1) или понижении давления (процесс 2).

Источником первичных расплавов магмы является астеносфера. Если в каком-то районе снижается давление (например, при смещении участков литосферы), то твердое вещество астеносферы тотчас превращается в жидкий расплав, то есть в магму.

Но какие физические причины приводят в действие механизм извержения вулкана?

В магме наряду с парами воды содержатся различные газы (углекислый газ, хлористый и фтористый водород, оксиды серы, метан и другие). Концентрация растворенных газов соответствует внешнему давлению. В физике известен закон Генри: концентрация газа, растворенного в жидкости, пропорциональна его давлению над жидкостью. Теперь представим, что давление на глубине уменьшилось. Газы, растворенные в магме, переходят в газообразное состояние. Магма увеличивается в объеме, вспенивается и начинает подниматься вверх. По мере подъема магмы давление падает еще больше, поэтому процесс выделения газов усиливается, что, в свою очередь, приводит к ускорению подъема.

23.

Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные R1, и R2, соберите экспериментальную установку для проверки правила для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.

 

В от­ве­те:

1) Нарисуйте электрическую схему эксперимента;

2) Измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на контактах двух резисторов при их последовательном соединении;

3) Сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В. Сделайте вывод.

24.

Каким пят­ном (более свет­лым или более тёмным по срав­не­нию с сухим асфальтом) будет ка­зать­ся во­ди­те­лю ночью лужа в свете фар его автомобиля? Ответ поясните.

25.

Две спи­ра­ли электроплитки со­про­тив­ле­ни­ем по 10 Ом каж­дая соединены па­рал­лель­но и вклю­че­ны в сеть с на­пря­же­ни­ем 220 В. Через какое время за­ки­пит вода мас­сой 1 кг, на­ли­тая в алю­ми­ни­е­вую кастрюлю массой 300 г, если на­чаль­ная температура со­став­ля­ла 20 °С? По­те­ря­ми энергии на на­гре­ва­ние окружающего воз­ду­ха пренебречь.

26.

Электрический ки­пя­тиль­ник со спи­ра­лью со­про­тив­ле­ни­ем 150 Ом по­ме­сти­ли в сосуд, со­дер­жа­щий 400 г воды, и вклю­чи­ли в сеть с на­пря­же­ни­ем 220 В. За какое время вода в со­су­де на­гре­ет­ся на 57,6 °С? Теп­ло­об­ме­ном с окру­жа­ю­щей сре­дой пренебречь.